[Выставка] |
|
И. С. Остроухов | ||
Илья Семенович Остроухов (1858 — 1929) – художник, коллекционер, выдающийся исследователь иконописи, создатель первого музея иконы в России. И. С. Остроухов родился в Москве в купеческой семье, окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. С юных лет в нем проявился талант художника. Кисти И. С. Остроухова принадлежат широко известные полотна «Золотая осень», «Первая зелень», «Сиверко» и другие. Тонкий вкус, профессионализм живописца и высокие человеческие качества Остроухова по достоинству оценил П. М. Третьяков, дороживший его мнением при пополнении своей галереи.
После смерти П. М. Третьякова Илья Семенович Остроухов стал членом совета Третьяковской галереи (1898 — 1903) и ее попечителем (1905 — 1913), со всей бережностью относился к сохранению сложившихся при жизни основателя галереи принципов экспонирования художественных произведений.
Первые шаги в направлении собственного коллекционирования были сделаны И. С. Остроуховым в 1888 г. После Третьяковской галереи остроуховское собрание считалось представительнейшим в Москве по части русской живописи, особенно современной. Помимо того в коллекции были превосходные работы мастеров французской, итальянской, нидерландской, испанской живописи. Знаток русской иконы, И. С. Остроухов собрал для своей коллекции работы иконописцев различных школ. Значительную ценность представляла также библиотека Остроухова. Ее «Алфавитный указатель» насчитывал 12 тысяч томов.
Как не раз случалось в истории частного собирательства, личная коллекция Остроухова стала превращаться в общедоступный музей. Сам владелец считал, что его музей возник в 1890 году, то есть когда к собранию был открыт доступ всем желающим. Остроуховский музей и в этом отношении может быть поставлен рядом с Третьяковской галереей — как пример демократизма его владельца, желания служить общественной пользе. После революции особняк и картины Остроухова были национализированы, владелец объявлен их пожизненным хранителем, а сам музей стал именоваться Музеем иконописи и живописи. После смерти художника коллекция разошлась по фондам крупнейших государственных хранилищ отечественного и западного искусства.