Сошествие во ад. Новгород. XV в.

Икона «Сошествие во ад». Новгород. XV в.

Согласно сложившейся в Византии иконографии, ад символическки изображается в виде разлома земли. Христос, окруженный ореолом мандорлы, правой ногой попирает и сокрушает ад. «...И потрясошася... и падеся.... и разрушася... и врата падоша... и ад стоняше... и диавол плача...». Катастрофа, постигающая ад, показана развалившимися вратами, открытыми и сломанными замками. Центральные фигуры композиции — Иисус Христос, Адам и Ева, выводимые из ада, образуют треугольник. Именно напряженный треугольник служит основой практически всех икон «Сошествие во ад», но в более поздних иконах обилие второстепенных деталей и персонажей сглаживает стремительность и напряженность образа.

Главные черты первых русских икон «Воскресения Христова», имевших основным изображением Христа, сошедшего во ад, оставались без изменений, но к ним добавлялись другие, почерпнутые из преданий детали. Тогда в каждой иконе сюжет изображался по-особенному.

Иисус Христос на иконах обычно изображается как солнце, спустившееся во ад. Все в Нем исполнено стремительного движения. Он попирает сокрушенные врата ада, в левой руке держит крест, а правую руку протягивает Адаму. Спаситель с силой вырывает обессиленного Адама из гроба, за Адамом встает, протягивая к Спасителю руки, с надеждой вглядываясь в него, Ева. С правой стороны от Христа стоят, поднявшиеся в гробах, во главе с Иоанном Предтечей ветхозаветные цари и пророки. С левой стороны от Него расположен сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю, где изображены орудия страстей: Крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.