Индекс: 4766
Название: Благовещенский собор Московского Кремля
Задание:

Благовещенский собор Благовещенский собор Московского Кремля строился в 1484 — 1489 годах псковскими мастерами как домовая церковь великих князей и царей московских, где совершались обряды бракосочетания, крещения детей. Первоначально это был небольшой квадратный в плане кирпичный храм, увенчанный тремя главами. В облике собора соединились две архитектурные традиции: псковская – в применении в конструкции свода высоко поднятых ступенчатых подпружных арок и своеобразном декоре глав, выполненного из кирпича, положенного на разные грани (так называемые «бегунок» и «поребрик»); и московская – в построении плана собора в виде квадрата и в использовании вместо белого камня кирпича, нового для того времени строительного материала. Характерны для московского зодчества и ярусы килевидных закомар и кокошников, которые придают собору особую нарядность и живописность.

В 60-х годах XVI века были возведены четыре придела, и собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом; придел в южной паперти превратился в личную молельню царя Белокаменное крыльцо южной паперти Благовещенского собора.

Внутреннее пространство храма невелико. Первое летописное известие о росписи Благовещенского собора относится к 1508 году. Связано оно с именем Феодосия, сына знаменитого древнерусского живописца Дионисия. На протяжении почти пятисотлетнего существования фрески неоднократно поновлялись. Впервые попытка освободить их от поздних записей была предпринята в конце XIX века. Следующие этапы раскрытия древней живописи связаны с многолетней работой советских реставраторов, в результате которой фрески XVI века увидели свет.

Бесценным украшением Благовещенского собора является его многоярусный иконостас. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля В результате научной реставрации, проведенной в первые годы советской власти, была открыта древняя живопись.

Существует две гипотезы относительно первоначальной истории иконостаса Благовещенского собора. Согласно традиционной версии, иконы праздничного и деисусного рядов связаны с именами знаменитых художников: Феофана Грека, Андрея Рублева и Прохора с Городца. Иконостас во время пожара 1547 года пострадал незначительно и сохранился до наших дней. Известны также летописные свидетельства, где под 1405 годом называют имена этих художников в связи с украшением собора фресками (обычно те же мастера должны были писать и иконостас). Согласно второй гипотезе, Благовещенский собор в 1547 году сгорел полностью и для его восстановления по указу царя Ивана Грозного из разных городов привезли древние иконы, среди которых могли быть произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.

Двухметровые иконы Деисуса считают работой Феофана Грека. Деисусный чин. Феофан Грек. Нач. XV в.  Иконы праздничного ряда, расположенные слева, объединяются особенностями трактовки евангельских сюжетов, ритмической согласованностью частей и плавностью линий. Автором их традиционно считается Андрей Рублев: Благовещение Икона «Благовещение». XV в., Рождество Христово Икона «Рождество Христово». XV в., Преображение Икона «Преображение». XV в., Воскрешение Лазаря. Икона «Воскрешение Лазаря». Нач. XV в. Семь икон праздничного ряда справа приписывают старцу Прохору с Городца, среди них – Распятие. Икона «Распятие» из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора в Москве. Нач. XV в.

Один из путешественников, побывавших в Благовещенском соборе в XVII веке, особо отметил пол «из кусков мрамора прекраснейших цветов». Он выложен из плиток агатовой яшмы, которые, по преданию, были привезены сюда из Ростова Великого в середине XVI века.

В начале 1980-х годов была проведена первая научная реставрация росписи галерей. Весь их свод занимает многофигурная композиция «Древо Иесеево» — родословная Христа, в основу которой положены библейские сюжеты. Среди настенных изображений – античные поэты и философы: Гомер, Вергилий, Аристотель, Платон - никогда ранее не встречавшиеся в русской живописи. Вергилий. Фреска середины XVI в. Над входом в северную галерею находится «Спас Нерукотворный» – единственное известное на сегодня произведение монументального искусства, принадлежащее кисти знаменитого живописца XVII века Симона Ушакова.