Индекс: 4765
Название: Успенский собор Московского Кремля
Задание:

Успенский собор Успенский собор Московского Кремля связан с важнейшими событиями русской истории. В нем венчали на царство русских царей, избирали митрополитов и патриархов. Собор служил также усыпальницей московских святителей.

Собор стоит на месте построенного первым московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой в 1326 1327 годах каменного храма, который был в свою очередь возведен на месте, где стояли до него древнейшие московские церкви — деревянная XII века и каменная XIII века.

В 1472 году Иван III поручил московским мастерам Кривцову и Мышкину на месте старого храма поставить новый, большего размера, по образцу Успенского во Владимире. Каменных дел мастера съездили во Владимир, обмерили храм, и, закладывая Успенский собор в Московском Кремле, увеличили его план в длину и ширину по сравнению с владимирским примерно на 3 метра. Через 2 года после начала строительства почти законченная постройка неожиданно рухнула. Среди причин катастрофы называются плохое качество раствора, несовершенство конструкции, а также землетрясение, произошедшее в день обрушения собора.

Иван III взял на себя заботу о продолжении строительства и поручил отыскать хорошего мастера послу Семену Толбузину, который был отправлен в 1474 г. в Венецию… Для строительства Успенского собора был приглашен известный итальянский архитектор и инженер Рудольфо Фиораванти, прозванный «ради хитрости его художества» Аристотелем.

Собор возведен в 1475 1479 годах по образцу владимирского Успенского:  «На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в. Его высокие гладкие стены, расчлененные на широкие вертикальные лопатки, украшал нарядный пояс из небольших колонок и арочек. В два яруса располагались узкие щелевидные окна. Входы в собор обрамляли живописные порталы. К его восточной стороне в соответствии с канонами устройства православного храма примыкали пять алтарных апсид – полукруглых выступов. Венчали стены полукружия закомар. Над ними возвышалось мощное пятиглавие. Своды храма опирались на шесть стройных столбов – два квадратных, поставленных у входа в алтарь, и четыре круглых. И снаружи, и изнутри собор выглядел удивительно монолитным: "яко един камень"», по точному замечанию одного из современников.

Церемония освящения нового собора состоялась в 1479 г., в праздник Успения Пресвятой Богородицы. С этого дня Успенский собор на долгие годы стал средоточием русской государственной и церковной жизни.

Вскоре после сооружения храм был расписан. Сохранились незначительные фрагменты старинной росписи, по манере письма и цветовой гамме близкой к произведениям выдающегося русского художника Дионисия и художников его круга. В XVII в. собор снова был расписан, и, как свидетельствуют письменные источники, в росписи принимали участие 100 иконописцев из Москвы, Владимира, Суздаля, Устюга. Обновлялась живопись Успенского собора три раза в течение XVIII — XIX вв. А в начале XX в. стали открывать древнюю роспись. Огромную ценность представляют иконы Успенского собора, большинство из которых принадлежит кисти художников XVII в.

По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор переносились особо почитаемые местные иконы. Так в Успенском соборе оказались древние новгородские иконы XII в. – Устюжское Благовещение «Устюжское Благовещение». Новгород. XII в. , Деисус Деисусный чин со Спасом, Богоматерью и Иоанном Предтечей. XIII в., "Спас Нерукотворный" XII в. Икона «Спас Нерукотворный». XII в. из Владимира, «Спас Златые Власы» Икона «Спас Златые Власы», «Михаил Архангел» Икона «Архангел Михаил». XII — XIII вв., «Спас Ярое Око» Икона «Спас Ярое Око». XIV в., «Борис и Глеб на конях» (XIV в.) Икона «Святые Борис и Глеб на конях». XIV в.. В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Русского государства – икона Божией Матери Владимирской Икона Божией Матери Владимирская.

Митрополит Филарет писал: "Глубокая была мысль соединить в одном святилище местную святыню удельных княжеств: жители их, расставаясь со своим заветным сокровищем, невольно привязывались к месту его будущего хранения; сердце их как бы отходило туда за иконой, и родовое к ней усердие служило лучшим залогом верности. Так из Владимира, Новгорода, Пскова, Устюга, Смоленска собрался иконостас Успенского собора". О том, что этот первопрестольный храм всея Руси служил залогом ее единодержавия,  свидетельствовал и следующий обычай, существовавший у нас до Петра I. Вечером, часов в 8 или 9, когда запирались кремлевские ворота, сторожевые стрельцы перекликались между собой. Близ Успенского собора часовой начинал громко и протяжно, нараспев, возглашать: "Пресвятая Богородица, спаси нас". Другой продолжал: "Святые московские чудотворцы, молите Бога о нас". После молитвенных возгласов другие часовые перекликались следующим характерным образом: "Славен город Москва"; другой отвечал: "Славен город Киев"; третий – Владимир и так далее  пока не будут перечтены важнейшие города Московского государства…

В 1918 г. Успенский собор был закрыт и пережил многочисленные невосполнимые утраты. В 1955 г. он превращен в музей. С августа 1991 г. в нем возобновились праздничные богослужения. Собор по сей день сохраняет статус музея, а его сотрудники вместе со служителями Церкви прилагают усилия к тому, чтобы этот собор – подлинная сокровищница культуры – жил в веках.