Фрейм урока. Индекс: 4528
Храм Воскресения Господня, известный как Спас-на-Крови, воздвигнут на том месте, где 1 марта 1881 года был убит император Александр II.
Собор резко отличается от других храмов города, выдержанных в западно-европейских традициях. Его псевдорусский стиль воспроизводит основные черты русских церквей XVI — XVII вв. и особенно напоминает храм Василия Блаженного в Москве на Красной площади.
Построен собор в 1883 – 1907 гг. по проекту архитекторов А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (И. В. Малышева), настоятеля Троице-Сергиевой пустыни. Обязательным условием проектирования было включение во внутренний объем здания места трагической гибели царя. Именно этим объясняется постройка собора непосредственно на набережной с использованием части русла канала под фундамент.
Здание – пятиугольное в плане, с восточной стороны к основному объему примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся небольшими куполами. В западной части расположена двухъярусная колокольня, увенчанная массивным куполом. Все девять глав собора имеют луковичную форму и покрыты ювелирной эмалью. Высота шатра главного купола от земли до завершения креста – 81 м. Цифра эта символична, она указывает на год кончины царя – 1881.
Декоративная отделка фасадов собора насыщенна и многослойна. Стены декорированы изразцами и орнаментом в виде поясков и крестиков из цветных фарфоровых и керамических кирпичей. Купола с покрытием из блестящей эмали поражают своим многоцветием. Но главным украшением фасада является великолепная мозаика, выполненная по эскизам М. В. Нестерова, В. М. Васнецова, Н. Н. Харламова и др. В кокошниках на северном и западном фасадах – мозаичные изображения Воскресения Христова и Спаса-Вседержителя, сделанных по эскизам М. В. Нестерова. Над южным и северным входами в храм – великолепные мозаики на Евангельские сюжеты, выполненные по эскизам В. М. Васнецова. В нишах цоколя установлены двадцать гранитных досок, на которых записаны выдающиеся события царствования Александра II.
Декоративное убранство интерьера также поражает своим великолепием. Храм Воскресения – это своеобразный музей русского мозаичного искусства: замечательные мозаики почти полностью покрывают стены собора. Другой особенностью внутренней отделки является обилие поделочных и полудрагоценных камней, соперничающих по своей красоте и яркости с мозаиками. В оформлении храма использовано свыше двадцати отечественных и зарубежных минералов.
Иконостас выполнен из темно-красного и розового итальянского мрамора. Центральное место в нем занимают мозаики, созданные по эскизам В. М. Васнецова — "Богоматерь с Младенцем" и "Спаситель". Эти работы отличаются высоким художественным уровнем и совершенной техникой набора смальты. Иконы на царских вратах в окладах из серебра также выполнены из мозаики по эскизам Л. Бруни.
В 1930 г. храм был закрыт и использовался как склад, в 1970 г. он стал филиалом музея «Исаакиевский собор». Почти 30 лет в соборе велись реставрационные работы, и лишь в 1997 г. он был открыт для посетителей.


| Книга | Страница | Подпись к картинке | Примечания |
|---|---|---|---|