Фрейм урока. Индекс: 4521
В 1703 г. на болотистых берегах невской дельты Петр I основывает город, который называет в честь своего небесного покровителя святого апостола Петра – Санкт- Петербург.
Город начинает застраиваться с маленького острова в дельте Невы, самого выгодного с оборонительной и стратегической точек зрения места, ведь идет война со Швецией за выход к Балтийскому морю. Именно здесь в мае 1703 г. закладывается Петропавловская крепость, а через месяц, 29 июня (12 июля по новому стилю), в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, начинает строиться деревянная Петропавловская церковь.
В 1712 г. Петербург становится столицей Российского государства. Городу необходим главный кафедральный собор. Тогда на месте деревянной церкви началось возведение каменного храма по проекту архитектора Д. Трезини. Строился он 21 год: с 1712 по 1733 гг.
Собор совершенно не похож на традиционные русские церкви; по своей архитектуре он гораздо ближе протестантским церквям центральной Европы.
Построенный в стиле раннего барокко собор представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, восточная, алтарная, часть которого увенчана фонареобразным куполом, а западная – высокой четырехугольной колокольней. Стены оформлены четырехгранными полуколоннами (пилястрами) и головками херувимов на наличниках окон.
Самая интересная часть собора – 88-метровая колокольня. Ярус за ярусом она поднимается ввысь. Ярусы соединены волютами, которые создают плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Колокольня увенчана позолоченным шпилем, который завершается флюгером в виде летящего ангела с крестом. В колокольне была выражена вся эпоха Петра, ее дух и смысл: шпиль собора вознесся над городом как символ выхода России к просторам Балтики.
Если внешний облик Петропавловского собора прост и скромен, то его внутреннее пространство оставляло у современников впечатление парадного дворцового зала. Интерьеры трехнефного собора торжественны и нарядны благодаря изящной позолоте, расписанным под мрамор пилонам и пилястрам, декоративной росписи сводов. Собор освещается пятью массивными люстрами из хрусталя, бронзы и цветного стекла, выполненными в конце XVIII века. Особенно интересен многоярусный резной золоченый иконостас – шедевр декоративного искусства барокко, выполненный московскими мастерами по проекту И. П. Зарудного в 1722 – 1726 гг. Его центральная часть решена в виде величественной триумфальной арки, переброшенной над царскими вратами и поднимающейся в подкупольное пространство до сводов, разделяя купол на две части. В целом интерьеры храма существенно не изменялись и сохранили до наших дней свой первоначальный облик.
В конце 1919 г. Петропавловский собор был закрыт, а в 1924 г. превращен в музей. В настоящее время он продолжает находиться в ведении Музея истории Санкт-Петербурга, но 12 июля, в день апостолов Петра и Павла, здесь совершается торжественное богослужение.
Петропавловский собор — не только один из главных петербургских храмов, но и, согласно указу Петра I, усыпальница членов императорской фамилии: здесь покоятся останки почти всех русских царей.


| Книга | Страница | Подпись к картинке | Примечания |
|---|---|---|---|