[Выставка] |
|
Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Вторая половина XV века. Тверская школа. | ||
Особо значительные фигуры Христа и Богоматери композиционно выделены: они больше других фигур, их одежды написаны самыми плотными, самыми глубокими цветами в иконе: коричневым и синим. Они имеют особое цветовое окружение, насыщенное по тону и символическое по значению. Фигура Христа окружена голубой мандорлой, обозначающей Его божественность, принадлежность небесному миру. Фигура Марии распростерта на киноварном ложе. Через контраст голубого и киновари, через торжество голубого утверждается мысль о всемогуществе божественного, о власти небесного над земным (среди исследователей древнерусского искусства эту икону принято называть «Голубым Успением»).
Вся сцена построена в сложном ритмическом движении, направленном к центру иконы. Дальние фигуры стоят прямо, только склонив головы. Чем ближе фигуры расположены к ложу, тем сильнее их склонение; стоящие впереди других апостолы припадают к ложу, возложив на него руки. Но ни один из них не приближен к Марии; Она изображена в некоей духовной и пространственной обособленности. Напряженный ритм композиции, вдохновенные лица предстоящих, устремленные на Богоматерь взгляды раскрывают внутренний смысл изображенного – скорбь прощания, сокровенное желание участников сцены ощутить чудо приобщения Богоматери вечности.
Через композицию раскрывается основная тема иконы — соотношение небесного и земного, божественного и человеческого.