Фотиево крещение
Почему в истории славяно-византийских взаимоотношений особое внимание историков привлекает нападение россов на Константинополь в 866 году? Да потому, что наступившее после осады города перемирие привело не только к заключению долгосрочного мира, но и ко крещению россов. В исторической литературе это событие получило название «Фотиево крещение», потому что оно было при патриархе Фотии и совершено его посланниками. Иногда это событие называют первым крещением киевских россов или первым крещением Руси.
Как указывается в одном из греческих источников, «немного времени спустя после нападения славян от россов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено».
Посмотрим, как патриарх Фотий характеризует враждебных россов, нападавших на Византию, и как говорит о принятии ими христианства в своем послании, написанном спустя шесть лет после осады столицы империи.
Вот первая характеристика: «Народ неименитый, народ считаемый ни за что, народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства. Народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как волна».