Черный В. Садовое искусство Древней Руси

Среди модных увлечений последнего времени не последнее место занимает сад: кому-то помогает выжить, кому-то украшает жизнь. Вписать свой сад в ландшафт, найти образ сада – это ли не искусство? Ведь мы замечаем формы полей и линию горизонта, а сад? – он тоже конкурирует в искусстве с природой. Как угадать, где уместны скошенные лужайки, а где красивее дикая трава? Мы не даем советов садоводам, мы предлагаем познакомиться с историей благородного древнего искусства.

Отношение к саду как к сакрально и художественно значимому явлению сложилось на Руси уже после принятия в 988 г. христианства. До этого выращиваемые людьми деревья, хотя и наделялись различными духовными качествами, еще не организовывались в осмысленные композиционные системы и как посадки особого рода не почитались. Объектами же поклонения в дохристианскую эпоху (а в ряде случаев и в последующие столетия) были священные рощи, созданные самой природой. В частности, об этом повествует известие, включенное в «Повесть временных лет» о славянском племени полян, жившем в окрестностях Киева и обожествлявшем озера, источники и рощи, «как прочие язычники».

Сад для средневекового человека был чем-то большим, чем место отдыха и произрастания фруктов. Прежде всего, он воплощал образ самого рая,. ассоциации с которым вызывали и изобилие вкусных плодов, и изысканнейший букет тонких ароматов цветов, и услаждавшее слух пение птиц. Сад давал представление о сокровенной мечте наших предков о вечной и прекрасной жизни.

Первое известие о райском саде и его примерном местонахождении содержится в Библии в книге Бытия: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал...», «И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить».

Сад в Древней Руси имел и другие значения. В нем видели образы Богоматери, церкви... и даже человека с его телом и душой. Как душа окружена телом, так и сад, по представлениям того времени, должна окружать ограда. Смысл ее назначения – защитить это сокровенное место от греховного мира. На Руси бытовали различные наименования сада. Они во многом исходили из Библии, где его называют виноградником (виноградом), вертепом или вертоградом. Чертами сада наделялся образ рая. Более того, в переводе с древнееврейского слово «рай» означало «закрытый сад». Иногда сад обозначался словами «крин» (лилия), «лимонис». Гораздо чаще для этой цели использовалось понятие «огород» (от слова «огораживать»).

Несмотря на отрывочность и крайнюю скудность данных о древнейших русских садах, разнообразные письменные источники (летописи, литературные произведения, земельные акты, различного рода описи, записки иностранцев...) и изобразительные памятники (фрески, иконы, книжные миниатюры, чертежи, видовая гравюра...) дают общее представление об этом феномене.

… Массовое распространение получили «огороды» двух типов, о которых в середине XII в. упоминает митрополит Климент Смолятич, – «огороды с садом» и «огороды с капустой». Иначе говоря, четко различались посадки фруктовых деревьев и овощных культур. В то же время Климент Смолятич описывает и смешанные посадки, сочетавшие «плодовые деревья», «овощи различные», «душистые цветы» и «множество изобилия».

Особую группу составляли церковные и монастырские сады. Если первые были сравнительно небольшими и разбивались в непосредственной близости от храмов, то вторые могли различаться назначением, размерами и другими характеристиками. Основной сад, самый нарядный, с глубоко продуманной планировкой, составом насаждений и семантикой, разбивался внутри монастырских стен поблизости от соборного храма. Небольшие посадки располагались у келий. Другие, преимущественно утилитарного назначения, могли находиться на периферии монастырской территории или выноситься за ее пределы. Первый монастырский сад появился в Киево-Печерском монастыре: в 1051 г. по инициативе игумена Антония здесь был посажен большой яблоневый сад. В первой трети XII в. в том же монастыре монах Николай по прозвищу Святоша (бывший черниговский князь Святослав Давыдович, 1080 – 1142) посадил «своими руками» садик около своей кельи.

На Руси с древнейших времен знали о «верховых» или «висячих» садах. О них упоминает «Изборник» Святослава 1076 г. – сборник самых различных сведений, в том числе бытового характера. Весьма вероятно, что висячие сады разводили в самых богатых городских усадьбах русских князей и вельмож. Их обычно устраивали на сводах каменных зданий, которые, хотя и были редким явлением на Руси, но все же встречались. Основания каменных теремов Х – ХII вв., которые вполне могли украшать висячие сады, были обнаружены археологами в Киеве, Чернигове, Смоленске, Полоцке, Гродно, Звенигороде (Южном), Перемышле.

Сады различных типов составляли гармоничное единство с архитектурными сооружениями, прежде всего жилищами и окружающей средой в целом. Размещение садовых насаждений регулировалось известными на Руси правилами «Кормчей книги», сложившейся в Византии к XII столетию, и предшествовавшими ей документами.

Садовые насаждения с определенным тактом выделяли силуэт центральной нагорной части города, где соседствовали с городским собором, а по мере отдаления от центра разрастались все больше, почти смыкаясь на границах поселения с окружающими лесами.

Нередко среди деревьев устраивались пруды (садки), где разводили рыбу, возводились зверинцы и даже, правда, в очень редких случаях, устанавливали скульптуру. Древнейший русский летописный свод сообщает о статуях, привезенных в конце X в. в Киев князем Владимиром и стоявших за Десятинной церковью на княжеском дворе (где обычно располагался «красный сад»), по крайней мере до начала XII в. (именно к этому времени относится летописное известие).

На Руси культивировались сады различных типов: изысканные компактные «красные» при городских усадьбах, обширные и роскошные загородные, обильные монастырские, нарядные церковные... Все они, обустроенные с особым тщанием, облагораживали прилегающую к ним территорию и были предметом гордости владельцев.

Естественный ход развития, в том числе садового искусства, был серьезно нарушен монголо-татарским нашествием (1237 – 1240) и более чем двухвековым игом (до 1480 г.).

В числе многочисленных утрат исторические источники называют и сады. Так, в «Слове о погибели земли Русской» автор, перечисляя основные красоты, которые прежде прославляли его родину, наряду с «городами великими», «селами дивными», «домами церковными» (храмами) упоминает монастырские сады («винограды обительные»).

О таком саде говорится в духовной грамоте московского митрополита Алексея (1378). Свой «садик подольный», то есть находившийся в подольной, низменной части Кремля, святитель завещал Чудову монастырю. Такие посадки создавались обычно специалистами своего дела, которые отвечали в том числе и за художественный облик садового ансамбля.

В 1395 г. в интересах обороны по окраине Посада (торгово-ремесленного поселения, находящегося за пределами московского Кремля) был проложен ров. Тогда были разрушены многие усадьбы и за границей укреплений в районе современного Старосадского переулка разбиваются многочисленные сады. Эта расположенная на возвышенности территория получила название Сады (позже Старые сады). В начале XV в. здесь появляются загородный двор великого князя с садом, летняя резиденция митрополитов и боярские усадьбы.

О месте садоводства в быту горожан в этот период можно судить по «Домострою» – своеобразной энциклопедии по ведению домашнего хозяйства, где в отдельной главе («Огород и сад как водити») даются подробные практические рекомендации по выращиванию фруктовых деревьев и овощей, а также сохранению урожая.

В выстроенной на рубеже XVI – XVII веков на высоком холме загородной резиденции царя Бориса Годунова был устроен регулярный (то есть имевший строгий геометрический план) сад с беседками, большим прудом и насыпным островом и «лебяжьим двором» (домиками для лебедей). Сад этот был составной частью великолепного белокаменного архитектурного ансамбля, представлявшего собой небольшую крепость с четырьмя башнями и двумя воротами и удивительной по красоте шатровой церковью, близкой по высоте (81 м) к колокольне Ивана Великого.

… В Кремле XVII в. было немало садовых насаждений – как наземных, так и верховых. Об этом можно судить по многочисленным планам Москвы и разнообразным письменным источникам. Сады находились при еще сохранявшихся на кремлевском Боровицком холме боярских усадьбах, монастырских дворах и подворьях. Особый интерес вызывали верховые сады на Патриаршем и Потешном дворцах. В 1685 г. мастер Галактион Никитин соорудил «верхний кремлевский сад». Обнесенный балюстрадой, он соседствовал с небольшой домовой церковью Похвалы Богоматери, с которой соединялся лестничными переходами.

… В XVII в. в российском садоводстве отмечено немало новаций. Известно, например, что в 70-е годы верховой (висячий) сад появился в архитектурном ансамбле митрополичьего двора в Ростове Великом. Инициатор строительства и создания висячего сада ростовский епископ Иона Сысоевич на протяжении двух лет (1662 – 1664) был Местоблюстителем русского патриаршего престола в Москве и, несомненно, под влиянием столичных впечатлений затеял обустройство своей резиденции в Ростове.

Яркий пример сада нового типа представляет икона «Вертоград заключенный», написанная Никитой Павловцем около 1670 г. В этой иконе сад олицетворяет сама Богоматерь с младенцем Христом на руках. Тем не менее, за ее спиной показан и образ реального сада. Это прямоугольной формы участок, отделенный от дикой природы оградой, составленной из башен (фигурных столбиков), поддерживающих перила с большими изысканной формы вазами, наполненными пышными цветами. Обращает на себя внимание геометрически четкая разбивка участка на грядки, как вдоль ограды, так и поперек – в его центральной части. Рисунок плана подчеркивают низкорослые деревья с весьма разнообразными кронами, расположенные у самой ограды на равном расстоянии друг от друга, и кустики пирамидальной формы, также растущие вдоль периметра, но уже ближе друг к другу. Вполне узнаваемы садовые цветы – розы, гвоздики и тюльпаны.

Самые большие достижения в русском садовом искусстве XVII в. были связаны с Измайловом – подмосковной усадьбой царя Алексея Михайловича. Возведение нового государева двора и разбивка здесь регулярных садов приходится на 1660-е годы. В 1670 г. был разбит Аптекарский сад, имевший круглую форму – четыре окружности, вписанные друг в друга и разделенные на десять секторов, сходящихся к центральной круглой площадке. Выполняя свои прямые функции по выращиванию лекарственных растений, Аптекарский сад решал и эстетические задачи.

Преобладание чисто внешних характеристик в русских садах второй половины XVII столетия говорит о снижении внимания к их традиционной содержательной основе.

Становится очевидным, что в XVII в. русский сад утрачивает свои традиционные средневековые качества. В это время, когда разум уже зачастую подменяет веру, восприятие сада во многом основывается на его рациональной визуальной оценке. В этой связи, отмечая явное совершенствование садового искусства и его ориентацию на европейские образцы, нельзя не отметить снижение глубокого чувства, какое рождал в душе человека образ сада. Все реже источники этого времени прямо связывают его с сокровенными религиозными представлениями.

Приводится в отрывках по: Искусство. Газета Издательского дома «Первое сентября». № 13 (301), 1 – 15 июля 2004. С. 4. – 5; № 14 (302). 16 – 31 июля 2004. С. 14 – 15.