Сведений о Дионисии Фреска «О Тебе радуется…». Дионисий и его школа. Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранилось немного. Известно, что он родился около 1440 г. и происходил из знатного рода. В его семье, как и в семьях многих других художников того времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских, митрополичьих и монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий.
По своим взглядам Дионисий был близок к преподобному Иосифу Волоцкому, который являлся духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную Церковь. Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно декоративному, соответствующему пышной церемониальности церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия. Но проникновенным лиризмом своего творчества Дионисий близок к сопернику Иосифа "премудрому старцу" Нилу Сорскому, учившему, что совершенного человека Бог "ангелам равно показует".
Для творений Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедленность и мягкость движений. Так художник изображает одухотворенную, "очищенную" человеческую плоть. Дионисию не свойственно столь присущее А. Рублеву подчинение композиции круговым ритмам. Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та любовь к его изображению, которые так характерны для А. Рублева. Но мастер внес много нового в понимание колорита, который ни у одного из русских художников не был так богат и разнообразен.
Дионисий почти всегда сотрудничал с другими мастерами, будучи, вероятно, членом большой «дружины» иконописцев, состав которой менялся от заказа к заказу. Это крайне затрудняет выделение собственноручных работ Дионисия, поэтому, если нет точной уверенности в авторстве художника, говорят о «мастерской Дионисия».
В 1480 – 1481 годах Дионисий возглавил артель, работавшую в главном храме Московского государства – кремлевском Успенском соборе Успенский собор Московского Кремля. Как свидетельствует летопись, его артель должна была исполнить иконы деисусного, праздничного и пророческого рядов иконостаса (не сохранились). Со времени работы в Кремле Дионисий вошел в число ведущих столичных живописцев, а его творчество стало определять одно из главных направлений в художественной культуре эпохи.
Самая ранняя из дошедших до нас работ иконописца – датируемая 1482 г. икона «Богоматерь Одигитрия» Богоматерь Одигитрия. Дионисий. 1482 г.. Лики написаны мягко, без резких переходов от света к тени; плави незаметно перетекают одна в другую, что лишает лица рельефа и объема и способствует их дематериализации. Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, выполнены в тонкой миниатюрной технике и навеяны рублевскими образами.
Мастерская Дионисия создала много образов для иконостасов различных храмов. Помимо Успенского собора Кремля, художники расписывали соборы в Павлово-Обнорском Икона «Распятие». Дионисий. 1500 г. , Спасо-Прилуцком Икона «Димитрий Прилуцкий, с житием». Мастерская Дионисия. Начало XVI в., Пафнутьево-Боровском, Иосифо-Волоцком монастырях.
Вершиной творчества Дионисия явились росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (предположительно 1500 — 1502) Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. В исполнении этого крупного ансамбля принимало участие много мастеров, но есть одна черта, объединяющая все иконы, – это удивительные по своей выразительности краски, взаимно друг друга обогащающие Фреска «Архангел Михаил». Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Мастерская Дионисия. Несомненно, общая цветовая композиция была задумана Дионисием, им же, вероятно, выполнены и наиболее ответственные части ансамбля Фреска «Николай Чудотворец» из собора Рождества Богородицы в Ферапонтово. Дионисий.
Особого внимания заслуживают созданные Дионисием житийные иконы, которые именно благодаря ему обрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи. Таковы, например, иконы митрополитов Петра Икона «Митрополит Петр, с житием». Мастерская Дионисия. Кон. XV в. и Алексия Икона «Митрополит Алексий, с житием». Мастерская Дионисия. Кон. XV в., написанные для Успенского собора Московского кремля. Мы видим в них безупречное мастерство в решении сложных композиционных задач, поразительное умение художника архитектурно упорядочить плоскость как всей иконной доски, так и каждого из клейм в отдельности. Иконы Петра и Алексия выдержаны в одной гамме красок – светлой и праздничной, преобладают белоснежные цвета, определяющие весь красочный строй, которому они придают особую прозрачность. Так широко белый цвет никогда не применялся в палитре русского иконописца.
Умер Дионисий после 1503 г. Влияние его творчества на древнерусское искусство было огромным и прослеживается до середины XVI столетия.