Фрейм урока. Индекс: 4939
К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский. В русских операх можно отыскать все виды звона — от стандартных сигналов до замечательных образцов колокольного искусства. Гул набата раздается в опере А. П. Бородина "Князь Игорь", в сцене пожара Путивля, осажденного половцами. Удары всполошного колокола созывают опричников на Красную площадь в "Опричнике" П. И. Чайковского. Большой церковный звон, знаменующий особую важность момента, сопровождает въезд Ивана Грозного в "Псковитянке" Н. А. Римского-Корсакова. Отзвуки заутреннего звона слышатся во вступлении к "Хованщине" М. П. Мусоргского. Светлый, праздничный звон раздается в "Сказке о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова, когда под лучами восходящего солнца сквозь туман проглядывают очертания города Леденца и из распахнувшихся ворот выходит радостное шествие. Под торжественный "красный" звон, под звуки гимна "Славься" сценой всенародного ликования завершается опера М. И. Глинки "Иван Сусанин". "Борис Годунов" М. П. Мусоргского — опера, пронизанная колокольным звоном. Мелодия в сцене смерти Бориса воспроизводит подлинный погребальный перезвон.
Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон – это музыкальная среда, которая с детства окружала русского композитора, воспитывала его музыкальное чувство. Отсюда колокольные интонации в русской музыке, колокольные переливы и переборы, наплывы и колыхания звона. Отсюда ритмика и гармония колокольного звона, вошедшего в саму фактуру музыкальной ткани.


| Книга | Страница | Подпись к картинке | Примечания |
|---|---|---|---|