Фрейм урока. Индекс: 4933
На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, собирали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей. Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских городах Новгороде и Пскове.
В самом названии – вечевой колокол – отразился тот факт, что функции светского и церковного звона на Руси часто закреплялись за разными колоколами. Например, небольшая башенка, стоящая на стене Московского Кремля справа от Спасской башни, ближе к Москве-реке, именовалась царской, набатной, сторожевой, всполошной. Первое название – от того, что в ней показывался народу новый царь, только что взошедший на престол, следующие – от того, что здесь висел набатный или сторожевой, всполошной колокол, сообщавший о какой-либо беде или угрозе. Такие колокола (их еще называли осадными, дозорными) в русских городах висели, как правило, не на церковной колокольне, а на крепостной стене, на пожарной каланче.
Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так, в 1591 г. по приказу Бориса Годунова отрубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Димитрия; затем опальный колокол был сослан в Тобольск. В 1681 г. набатный колокол Московского Кремля был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. Столетие спустя, в 1771 г., занявший его место колокол по указу Екатерины II был снят с занимаемого места и лишен языка за то, что призвал народ к бунту.
Колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает каждого обратиться от каждодневной суеты к высшему, вечному. "Отложи присно тщеты недосуги. Колокол слушай – твори в небе други", – писал поэт и переводчик конца XVII века Карион Истомин.


| Книга | Страница | Подпись к картинке | Примечания |
|---|---|---|---|