Индекс: 4764
Название: Московский Кремль в XX веке
Задание:

Во время революционных событий 1917 года, в результате артобстрелов пострадали многие кремлевские здания, главы Успенского собора были повреждены. "Удары осколков были столь сильны, что выдвинули целые кирпичи внутрь собора, и от этих сдвигов отвалилась… штукатурка с росписью в нескольких местах... в купольном барабане имеется овальная брешь... Большие обломки камня, кирпича, известковая и кирпичная пыль густым слоем покрывают образ над "казною", ярусы лесов, солею и пол у солеи... эта пыль покрывает и иконы иконостаса, и все окружающие предметы", — сообщается в акте осмотра собора, составленного 10 ноября 1917 г. К счастью, повреждения были не столь значительны, о чем говорит то, что уже 21 ноября, на день Введения Богородицы во храм, в соборе состоялось поставление в патриархи московского митрополита Тихона, который стал главой Русской Православной Церкви после долгого периода синодального управления (1724-1917). В 1918 г. в Кремль переехало советское правительство. Последняя служба в Успенском соборе, вдохновившая художника П. Д. Корина на замысел картины "Русь уходящая", П. Корин. Русь уходящая состоялась на Пасху 1918 года.

В октябре 1922 г. Успенский собор, наряду с другими храмами и монастырями, а также частью иных древнейших памятников Кремля, вошел в состав самостоятельного музейного объединения под наименованием "Управление музеями-соборами Кремля". В эти годы были отреставрированы многие древние иконы, в том числе и знаменитая "Богоматерь Владимирская" Икона Божией Матери Владимирская. После реставрации они хранились в Историческом музее, а в 1930 году, после принятия решения об организации в Третьяковской галерее отдела древнерусского искусства, туда передаются три домонгольские иконы Успенского собора: "Богоматерь Владимирская", "Устюжское Благовещение" «Устюжское Благовещение». Новгород. XII в.   и "Спас Нерукотворный" Икона «Спас Нерукотворный». XII в.. В Галерее они хранятся и поныне. Еще ранее (в 1918 г.) была передана Третьяковской галерее и грандиозная по своим размерам икона "Церковь воинствующая" Церковь воинствующая. Икона XVI в. середины XVI века.

Согласно декрету от 26 февраля 1922 г., с апреля того же года начинается изъятие из кремлевских церквей и монастырей, в том числе и из Успенского собора, церковных ценностей, для передачи их в Госхран и фонд помощи голодающим. Согласно Общей описи ценностей, изъятых из Успенского собора, в Госхран только в апреле 1922 г. было передано 13 ящиков, содержащих 67 пудов 2 фунта 31 золотник серебра, к которым чуть позже, 9-го сентября того же года, добавилось еще 9 пудов серебряного лома, куда входила и серебряная рака священномученика патриарха Гермогена. Из Успенского собора и других зданий Кремля только за 1930 г. было изъято 1219 предметов.

В результате антирелигиозной пропаганды в стране были не только закрыты, но и разрушены многие монастыри и храмы. Значительные утраты понес и Московский Кремль. Самой большой из них стал снос в 1929 году двух древних и прославленных монастырей – Чудова Вид на Чудов монастырь и Вознесенского Вознесенский женский монастырь. На их месте было возведено здание Военной школы. С древних кремлевских башен были сняты двуглавые орлы и установлены пятиконечные позолоченные звезды с эмблемой «Серп и молот». Состояние сохранившихся кремлевских памятников, в том числе и Успенского собора, было плачевным. Протекала кровля, а денег на ремонт не поступало, зимой и весной стены покрывались густым инеем, на полу образовывались ледяные наросты, из-за чего приходилось закрывать собор для доступа посетителей. Все это приводило к значительному ухудшению состояния монументальной и станковой живописи. В 1934 г. была создана специальная комиссия, в которую входил И. Э. Грабарь. После осмотра зданий, имеющих историческое и художественное значение, было принято решение о полной реставрации памятников Кремля, но из-за нехватки средств и кадров оно так и не было воплощено в жизнь.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны все сокровища Оружейной палаты были эвакуированы из Москвы.  Кремль, к счастью, практически не пострадал. После войны, в 1946 г. начались систематические работы по укреплению икон и фресок в Успенском соборе. В комиссию по реставрации живописи вошли такие выдающиеся ученые и художники, как И. Э. Грабарь (председатель), М. В. Алпатов, В. Н. Лазарев, Г. В. Жидков, П. Д. Корин. Работы выполняла специально приглашенная группа художников из Палеха, работавших под непосредственным наблюдением П. Д. Корина.

В 1954 г. после долгого перерыва организуются экскурсии в только что отреставрированные Успенский и Благовещенский соборы, а с 20 июня 1955 г. Кремль открывается для свободного доступа посетителей.

В 1961 г. у Троицких ворот, на месте первого здания Оружейной палаты, был возведен Дворец съездов, в огромном зале которого проходили съезды Коммунистической партии Советского Союза (КПСС), международные конгрессы и форумы.

В 1990 г. Московский Кремль был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. А в следующем году располагавшиеся на его территории музеи были преобразованы в Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".

Начиная с августа 1991 г. в Успенском соборе возобновились праздничные богослужения. В декабре 1991 г. СССР как единое государство, включавшее пятнадцать республик, прекратил свое существование. Москва стала столицей независимой России, а древний Кремль – резиденцией президента страны.

В 1997 г. Москва торжественно отметила свой 850-летний юбилей. В Кремле прошли большие реставрационные работы. Было восстановлено знаменитое Красное крыльцо Грановитой палаты, возрождены Александровский и Андреевский залы Большого Кремлевского дворца, проведена реставрация здания Сената.

В дни больших церковных праздников в соборах проходят торжественные богослужения, после долгого молчания зазвонили кремлевские колокола. Но есть и невосполнимые утраты, память о которых также хранят древние стены Московского Кремля...