Преподобные Моисей и Антоний (Путиловы)

В 1821 г. по приглашению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) прибыли в Оптину пустынь для основания монашеского общежития в Скиту святого Иоанна Предтечи несколько монахов, подвизавшихся до того в рославльских лесах, среди них – братья Моисей и Антоний (Путиловы).

В 1826 г. о. Моисей, в миру Тимофей Иванович Путилов, был назначен настоятелем Оптиной пустыни. 37 лет его правления отмечены активным строительством и благоукрашением обители. Был расширен Введенский собор, возведены Церковь во имя преп. Марии Египетской, кладбищенская церковь во имя Всех святых, построены новые братские корпуса и каменная ограда, выстроен весь Скит. Кроме того, была собрана библиотека и расцвела книгоиздательская деятельность. Во многом благодаря ему было учреждено и упрочилось в обители старчество.

Но среди непрестанных забот и попечений внешних, в отце Моисее был «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа...» (1 Пет. 3, 4). Он отличался крайней нестяжательностью, милосердием и кротостью. Дар рассуждения соединялся в нем с даром святой любви; неподражаемо было его искусство говорить с каждым на его языке, сообразно с его образом мыслей. Всю жизнь архимандрита Моисея можно выразить такими словами: он жил сокровенно в Боге.

В 1825 г. начальником Скита был назначен младший брат о. Моисея игумен Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, который отличался беспримерным смирением. Будучи скитоначальником, он исполнял рядовые братские послушания и служил для всех примером трудолюбия. Немало скорбей выпало на его долю: в 40 лет у о. Антония началась тяжелая болезнь ног, которую он безропотно терпел всю жизнь; по клевете он был отправлен в Малоярославецкий монастырь, где пробыл 14 лет, тоскуя по родной Оптиной. Но все переносил он с неизменным благодушием, в трудах и молитве. Старец Антоний, по своему смирению, всю жизнь считал себя послушником брата, настоятеля о. Моисея, поэтому имел немного духовных чад,  которые отмечали, что он обладал благодатными дарами, в том числе прозорливостью и даром исцелений.