Фрейм урока. Индекс: 4522
В 1710 г. по указу Петра I был основан монастырь в честь святого благоверного князя Александра Невского – в благодарную память за дарованные русскому оружию победы в Северной войне. Строился он на невских берегах, неподалеку от тех мест, где в 1301 г. была одержана победа над шведами.
30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 г. во вновь построенную обитель из Владимирского Рождественского монастыря торжественно перевозят при личном участии Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского.
Строительство соборного храма монастыря во имя святой Троицы было начато в 1719 г. и почти закончено к 1730 г., но из-за технических ошибок стены стали разрушаться – собор был разобран. В 1776 г. Екатерина II повелела строить в Лавре новый соборный храм, проект которого был разработан И. Е. Старовым
Построенный в стиле раннего классицизма собор был торжественно освящен в 1790 г., и сюда перенесли из Александровской церкви святые мощи Александра Невского. Они были помещены в великолепной 90-пудовой серебряной раке, которая ныне хранится в Эрмитаже.
Свято-Троицкий собор стал самым величественным в ансамбле Александро-Невской лавры, ее центром. Он подчиняет окружающее пространство, возвышаясь мощным куполом над крестообразной в плане трехнефной базиликой. В западной ее части поднимаются монументальные башни звонниц, ограничивая с двух сторон пространство глубокой лоджии с выступающим шестиколонным портиком, подчеркивающим парадную торжественность главного фасада и входа. В художественном единстве с внешним обликом собора решены скульптурные панно на ветхо- и новозаветные сюжеты, созданные одним из крупнейших скульпторов России XVIII столетия Ф. Шубиным. Над главными западными дверями в 1797 г. поместили изображение ордена св. Александра Невского, которое держат ангелы. Вырезанная в дереве, потом вызолоченная, эта горельефная группа является одним из блистательных образцов русской монументально-декоративной скульптуры конца XVIII в.
Разделив внутреннее пространство собора на три нефа могучими пилонами, И. Е. Старов декорировал их сдвоенными коринфскими колоннами с золочеными капителями. Убранство интерьера представляет известный контраст сдержанности внешнего декора. Это сказывается не только в его большей насыщенности и богатстве, но и в разнообразии примененных в отделке материалов: бронзы, алебастра, разных сортов мрамора, дерева и т. д. Троицкий собор украшали произведения кисти А. Ван-Дейка, П. Рубенса, Я. Бассано и известных русских живописцев.
Интересна композиция иконостаса, задуманного И. Е. Старовым в виде полукруглой ниши с царскими вратами в глубине и исполненного из белого итальянского мрамора.
В 1934 г. собор был закрыт, а мощи св. кн. Александра Невского переданы в Музей истории религии и атеизма. В 1957 г. храм вновь освящен, а в 1989 г. в него вернулись мощи небесного покровителя Александро-Невской лавры и города на Неве.


| Книга | Страница | Подпись к картинке | Примечания |
|---|---|---|---|