В 1158 г. князь Андрей Боголюбский сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный за полвека до этого его дедом Владимиром Мономахом. И в том же году был заложен храм, Успенский собор во Владимиреставший главным для Северо-Восточной Руси. Архитектура владимирского Успенского собора определила развитие зодчества этого края на несколько столетий вперед и послужила образцом для архитектуры Московского государства.
По словам летописца, на строительство храма «Бог привел мастеров из всех земель», например, из Германии императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой были присланы лучшие умельцы. По высоте Успенский собор во Владимире равнялся Софии Киевской. На строительство храма Андрей Боголюбский выделил десятую часть своих доходов. Собор был сложен из белого камня-известняка и вмещал две тысячи человек. Красота архитектуры сочеталась с изысканностью и пышностью внутреннего убранства. Летописцы отмечают, что «трое было дверей церковных в храме, сиявших золотом, и пять позлащённых глав на соборе Владимирском; золотые и серебряные паникадила висели пред иконостасом, украшенным жемчугами и драгоценными камнями; из сребра слит был амвон, пред царскими вратами и позолочены все внутренние арки; вся утварь была из чистого золота, и три великолепные дарохранительницы украшали алтарь». В этом соборе, который современники сравнивали с храмом Соломона, поставил князь Андрей чудотворную икону Божией Матери, привезенную им из Вышгорода во Владимир, получившую поэтому наименование Владимирской. Икона Божией Матери Владимирская
Знаменитая белокаменная резьба древнерусских храмов начиналась на фасадах Успенского собора, где впервые появились резные белокаменные маски и композиции: «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников севастийских», «Вознесение Александра Македонского на небо».
Собор, построенный при Андрее Боголюбском, в 1158–1160 сильно пострадал от пожара. Зодчие Всеволода III окружили его новыми стенами, и старый собор оказался заключенным, как в футляре, в стенах нового здания. После перестройки он сохранил основные конструктивные особенности: крестовокупольный, шестистолпный, трехапсидный, с хорами, но стал пятиглавым (изначально имел одну главу).
В 1238 году татары, захватившие Владимир, подожгли собор. Во время пожара погибло много горожан, среди которых была и княжеская семья, но храм устоял. В 1410 году, во время набега царевича Талыча, татары «церковь… златоверхую одраша». В 1536 году собор снова горел. В XVIII веке в результате ремонтных работ было внесено много искажений в древний облик храма, и только во время реставрации в конце XIX в. был восстановлен в основном его первоначальный вид. Именно в процессе реставрации была вскрыта весьма совершенная техника постройки: точность тески камня и его кладки, а также использование более легкого материала (пористого туфа) для возведения сводов храма и куполов глав.
От первоначальной росписи собора почти ничего не уцелело. В 1408 г. он был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Сохранились фрески, связанные с композицией «Страшного суда» Фрагмент фрески «Страшный суд» Чтобы полностью представить вклад знаменитых русских иконописцев в украшение Успенского собора, необходимо вспомнить иконостас храма рублевской поры. В 1922 г. иконы были вывезены в Москву, расчищены и ныне составляют гордость Третьяковской галереи «Владимирский Деисус» из иконостаса Успенского собора во Владимире,1408 г. и Русского музея. Успенский собор, каким мы видим его сегодня, является по преимуществу памятником творчества мастеров Всеволода III. Летописец с гордостью пишет о строительстве того времени, когда уже «не искали мастеров у немцев», так как достаточно было своих зодчих, выросших на стройках Андрея Боголюбского. Этим зодчим удалось не только сохранить старый собор, но создать новое величественное сооружение, свидетельствующее о высоком техническом и художественном уровне его мастеров. Недаром знаменитого итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, приглашенного для возведения московского собора Успения Божией Матери, послали осмотреть Владимирский Успенский собор как «образец» для строительства главного храма России.