Святой благоверный князь Андрей Боголюбский В юном возрасте князь Андрей был повенчан с дочерью боярина Кучки. Согласно преданию, будучи ещё князем Суздальским, посетил Юрий Долгорукий урочище, которое тогда называлось Кучковым, по имени своего владельца. И основал князь здесь город — Москов, которому суждено было стать столицею всея Руси. А купец Кучка, не проявивший должного уважения к князю, был казнен. Детей его князь принял ко двору, а прекрасную дочь Иулиту отослал в Суздаль, где выдал замуж за старшего сына Андрея. Пройдут годы, и сыновья боярина, братья Кучковичи, станут виновниками смерти князя Андрея Боголюбского... В горькую эпоху княжеских междоусобий за наследие Мономаха князь Андрей был лучшею опорою своего родителя и не щадил себя на поле брани. Летописи запечатлели многие подвиги бесстрашного князя и примеры чудесного его спасения на поле битвы, которое невозможно было, по мнению летописца, без Божиего заступления… Основание Боголюбова Оставляя навсегда южные пределы в 1155 году, чтобы водвориться в северных, князь Андрей не хотел расставаться с драгоценной для него святыней в бывшем уделе Вышгорода. Там находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная, согласно преданию, евангелистом Лукой. Эта икона была принесена из Царьграда в дар князю Юрию Долгорукому и прославилась неоднократными чудесными знамениями. Как бесценное сокровище принял князь в свои руки чудотворную икону и тайно ночью вышел из Вышгорода со своей княгинею и всем двором. Когда миновали Владимир, направляясь в Суздаль вниз по берегу Клязьмы, на том месте, где теперь расположилось Боголюбово, кони внезапно остановились. Другие сильнейшие кони впряжены были в ту же колесницу, но никакая сила не могла её сдвинуть. Князь Андрей усмотрел в этом знамение и велел совершить на том месте молебен перед чудотворною иконою, и дал обет соорудить тут церковь. Тут же раскинут был княжеский шатер, и князь заснул. А во сне явилась ему Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы ты нёс образ Мой в Ростов, поставь его во Владимире, а на сём месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего». В память об этом явлении князь Андрей велел написать икону Божией Матери такой, какой она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской. Великий храмостроитель Простившись навсегда с дальним Киевом, Андрей Боголюбский стал украшать новую свою столицу и прежде всего соорудил златоверхий храм во имя Успения Богоматери Мученическая кончина Андрея Боголюбского Удачные походы князя Андрея на волжских болгар перемежались неудачами в битвах с Новгородом и трудными походами на Киев. Новгородцы нанесли войску Андрея Боголюбского сокрушительное поражение. Князь воспринял это поражение со смирением и покаянием за те разорения, которые ранее были нанесены его дружиной Киеву. Несмотря на христианские добродетели князя, на чрезвычайную доброту его и благочестие, были у него тайные завистники и враги из числа своих родственников. Благочестивый князь не обращал на это внимания. Часто проводил он ночи в молитве, а каждый день рассылал по городу пищу больным и нищим: «Быть может, это сам Христос пришёл испытать меня в лице единого из меньших своих братьев!». Андрей Боголюбский был почитателем святых мучеников князей Бориса и Глеба. Главной домашней святыней была шапка князя Бориса, а над его постелью висел меч святого князя. Меч этот был предательски похищен его слугой накануне убийства Андрея Боголюбского. Братья жены сговорились убить великого князя. Поводом к убийству послужило его приказание казнить одного из братьев за тяжкую вину. Накануне Петрова дня в пятницу (28 июня по старому стилю) состоялся «коварный совет злодеев преступных». «Повесть об убиении Андрея Боголюбского» «......Состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных… и задумали убийство в ночь, как Иуда Господа. Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя, как дикие звери, но, пока шли к спальне его, пронзил их страх и трепет. И… спустясь в погреба, напились вина». Заговорщики выломали двери спальни князя. Князь хотел схватить меч, но тот был похищен. «И ворвались двое убийц, и набросились на него, и князь швырнул одного под себя, а другие, решив, что повержен князь, впотьмах поразили своего; но после, разглядев князя, схватились с ним сильно, ибо был он силен. И рубили его мечами и саблями, и раны копьем ему нанесли». Когда князь упал, убийцы захватили своего убитого сообщника и ушли, решив, что окончательно убили князя. Но князь был еще жив и, спустившись по лестнице, стал звать стражу. Его стоны услышали убийцы и вернулись. Они отыскали князя по кровавому следу и прикончили его. Князь, на небо взглянув, сказал: "Господи, в руки Тебе предаю душу мою" — и умер. Тело убиенного князя с великой честью и плачем народным было перенесено во Владимир. Доброго князя погребли в соборном храме. При погребении о нем говорили как о страстотерпце и сравнивали его мученическую кончину со смертью князей Бориса и Глеба. Народ верил, что князь Андрей пострадал "за други своя", то есть за свой народ. Русская Православная Церковь причислила князя Андрея Боголюбского к лику святых. После кончины благоверного князя был основан Боголюбский монастырь, который хранит память об Андрее Боголюбском. До сих пор показывают в Боголюбове в верхней палате при соборе то роковое место, где застигнут был убийцами боголюбивый князь… Архитектурный комплекс монастыря сохранил постройки ХII–ХIХ вв., среди которых огромный пятиглавый храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери, построенный по проекту архитектора К. А. Тона. Древнейшая часть архитектурного ансамбля монастыря — фрагменты белокаменного собора Рождества Богородицы и лестничная башня с уникальной винтовой лестницей внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. С именем князя Андрея Боголюбского навсегда связаны многие святыни земли российской, среди которых Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Владимирская и Боголюбская чудотворные иконы, принесенные им в духовную сокровищницу родной земли. |