Давид – второй царь израильский, царствовал с 1055 по 1015 год до Р.Х., младший сын жителя Вифлеема, Иссея, автор большинства стихов в самой употребляемой на Богослужениях книги Ветхого Завета – Псалтири. Когда Давид был еще отроком и пас овец своего отца Иессея, Господь избрал его царем вместо Саула, первого израильского царя, прогневавшего Бога уклонением в идолопоклонство. Пророк Самуил объявил Давиду волю Божию и помазал его на царство. Много испытаний и скорбей пришлось пережить Давиду, прежде чем исполнилось Божие определение. Благодаря своим талантам и подвигам, Давид сделался народным героем, достиг короны еврейского царя и приобрел такую популярность и любовь своего народа, что имя его и дела до сих пор составляют предмет национальной гордости. Знаменитая победа юного Давида над филистимским богатырем Голиафом, смывшая позор с евреев, вдохновила не одного поэта и скульптора, запечатлевших вдохновенного юношу в момент торжества (вспомним только «Давида» Микеланджело!). Царствование Давида было в целом благополучным для еврейского государства. Он расширил пределы своего царства, обезопасил его границы победами над соседями, сплотил разрозненные и враждовавшие между собой колена, организовал и усилил армию, улучшил судопроизводство, перенес Ковчег Завета в Иерусалим, установил строгий порядок и торжественность богослужения, приготовил проект и материалы для постройки нового храма. Печальным и позорным событием царствования Давида явилась его женитьба на Вирсавии, жене военачальника Урия, которого Давид намеренно послал на верную смерть. Семейные несчастья и государственные неудачи, последовавшие за этим, были восприняты Давидом, как наказание Господне, и вызвали в нем глубокое осознание своей греховности перед Богом и искреннее покаяние. В этот период царь-псалмопевец написал покаянный 50-тый псалом, который до наших дней остается образцом покаянной молитвы и читается за каждым Богослужением. Обладая сильнейшим поэтическим даром, Давид отзывается песнями на все выдающиеся события личной и общественной жизни. Его поэзия отличается многообразием своих видов: в ней есть элегии (покаянные псалмы 6, 37, 50 и др.), есть похвальные стихи, подобные одам (17, 18, 103, 104 и др.), есть мессианско-пророческие (2, 15, 21) и т.д. В своих религиозно-нравственных песнях он вдохновенно выражал чувство веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости, скорби, ликования и отчаяния. По силе и нежности выражения, также как по возвышенности и пламенности религиозного чувства, они не имеют себе подобных не только в светской поэзии других народов, но и в книгах Ветхого Завета. Жизнь царя Давида излагается в библейских книгах (1 Царств, 2 Царств и 1 Паралипоменон).