Индекс : 4226
Название: «Устюжское Благовещение». Новгород. XII в.
1Название «Устюжское» закрепилось за иконой на основании предания: в городе Великий Устюг в 1290 г. перед этим образом праведный Прокопий Устюжский молил Заступницу, чтобы плывущая в небе «туча каменная» не пролилась камнями на город.
Икона эта была вывезена в Москву по приказанию Ивана Грозного из Юрьева монастыря в Новгороде. Точное время написания иконы остается спорным, так как она могла быть написана и вскоре после завершения постройки собора (1130 или 1140 год), и некоторое время спустя.
Образ Благовещения дан здесь в редчайшем иконографическом изводе – со входящим в лоно Богоматери Младенцем. От руки изображенного в полукружии Бога Отца идет прямой луч к лону Девы Марии. Тем самым художник показал с предельной для его времени наглядностью, что «непорочное зачатие» произошло по воле Всевышнего.
В монументальных фигурах архангела Гавриила и Девы Марии чувствуется основательное знание автором иконы современных ему образцов византийской живописи. Хотя фигуры несколько грузны, чем они отличаются от изображений на чисто греческих иконах, им свойственна строгая пропорциональность.
«Устюжское Благовещение» – один из самых лаконичных вариантов этого образа. Нет никаких второстепенных деталей. Архангел Гавриил обращается к Богородице. Его поза статична и уравновешена. Мария в мафории винно–красного цвета и темно–синем хитоне внимает архангелу. Ее поза выражает согласие. Убедительно выявлен мотив движения архангела, изящными складками ложится его плащ, не менее изящны складки хитона. С таким же тонким пониманием структуры драпировки обработан мафорий Богоматери.