Индекс: 4117
Название: Происхождение шатрового зодчества
Задание:

 1. Древнерусский летописец о церкви Вознесения в Коломенском.

Бе же церковь та велми чюдна и высотою и красотою и светлостью, такова не бывша прежде сего на Руси Церковь Вознесения в Коломенском.

2. Л. А. Рапацкая о происхождении шатрового зодчества.

И все же задумаемся: прав ли летописец, утверждая, что церковь «такова не бывша прежде сего на Руси?». Если говорить о храме Вознесения как о шедевре каменного строительства, то, безусловно, прав — не возводили шатровых монументов на Руси ранее. Однако прообраз шатровой формы все же был — достаточно взглянуть на деревянные церкви, искони стоящие среди бескрайних русских просторов. Иначе говоря, в коломенском храме получила воплощение самобытная архитектурная идея. Образ храма свидетельствует о глубине «самосмысления» русского зодчего, проявившего творческую свободу в русле многовековых национальных традиций.

3. Л. Д. Любимов о происхождении шатрового зодчества.

В летописи прямо сказано, что «князь великий Василий поставил церковь камену Вознесение… вверх на деревянное дело в своем селе Коломенском». Иначе говоря, высокий каменный шатер коломенского храма был создан по деревянному образцу. Мы знаем, что деревянные храмы искони существовали на Руси. В плане такой храм образует квадрат (четверик), на котором возводится основание шатра (восьмерик), в свою очередь увенчанное восьмигранным конусом (шатром). Какие бы схожие мотивы не обнаруживались в западных или восточных храмовых постройках, важна несомненная связь каменного шатрового строительства с народным художеством, безвестным творчеством зодчего-плотника, важна глубокая русскость шатровой архитектуры, место, как бы самой природой ей уготованное в русском пейзаже.

4. Г. К. Вагнер о происхождении шатрового зодчества.

…Справедливо было замечено, что вести каменную шатровую архитектуру XVI в. только от деревянных храмов неверно. Само деревянное зодчество должно было получить соответствующий импульс. М. А. Ильин считал, что такой импульс шел от тех башнеобразных композиций, которые были распространены в предшествующем крепостном, а частично и в культовом зодчестве. Каменные храмы башнеобразной композиции известны в Москве с начала XIV в. (церковь Иоанна Лествичника в Кремле, построенная Иваном Калитой). В 1505 — 1508 гг. в Кремле возник гигантский по тому времени столп Ивана Великого (надстроен при Годунове). Идея приближающегося к форме шатра пирамидального завершения храма волновала древнерусских зодчих с XII в. В соборе Спасо-Андроникова монастыря пирамидальная композиция вплотную приближалась к очертаниям шатра. В условиях подъема крепостного строительства XV — XVI вв. нужно было проявить не такую уж смелую инициативу, чтобы реализовать эту идею в более чистой геометрической форме и построить в 1530 —1532 гг. первую каменную шатровую церковь Вознесения в великокняжеской подмосковной усадьбе – Коломенском. Задача облегчалась и тем, что шатровые завершения храмов широко применялись в поздней готике (Польша), в Грузии и Армении. Не забудем, что вторая жена Василия III — Елена Глинская была из Литвы. Шатрово-столпообразная архитектура XVI в. входила в большую культурно-историческую общность, и если к ней подходить «извне», то она вовсе не будет казаться каким-то исключительно русским созданием.

5. В. Д. Черный о происхождении шатрового зодчества.

Своеобразной точкой отсчета в ряду построек данного типа обычно считается церковь Вознесения в Коломенском (1532). Однако совсем не исключено, что подобные сооружения могли появиться и ранее. Например, построенная в 1483 г. церковь митрополита Алексея Чудова монастыря неоднократно изображается в миниатюрах Лицевого летописного свода XVI в. шатровой. На происхождение каменного шатрового зодчества в отечественной литературе нет однозначной точки зрения. Одни специалисты видят его истоки в деревянной архитектуре. Другие — в формах крепостных сооружений, строительство которых получило в XVI в. небывалый прежде размах. Третьи — связывают появление каменного шатра в России с деятельностью итальянских мастеров. Все эти версии располагают целым рядом убедительных аргументов. Несомненно сходство некоторых шатровых храмов с крепостными башнями. Однако, как правило, структура культового здания более сложна и органична. Если прямоугольный объем каменной башни завершался автономным деревянным четырехгранным «колпаком», то храм, полностью сложенный из одного материала (кирпича или камня), чаще всего представлял собой ярусное сооружение, в котором восьмерик, опирающийся на четверик, завершается открытым изнутри восьмигранным шатром с главкой. Трудно отрицать и наличие многочисленных элементов и деталей западноевропейского происхождения в ключевых постройках данного типа. Между тем немало и таких шатровых храмов, где «итальянизмы» отсутствуют. Таким образом, уровень изученности проблемы на сегодняшний день не дает нам достаточных оснований отдать предпочтение какой-либо одной версии. Похоже, каждый из факторов оказал свое воздействие на усвоение русским зодчеством новых форм.

6. М. А. Демидова о происхождении шатрового зодчества.

Отсутствие каких-либо прототипов шатра в русской архитектуре до сооружения первой шатровой церкви Вознесения в Коломенском в 1532 г. заставляло историков XIX в. искать его источники в деревянном зодчестве. Считалось, что итальянские зодчие, приехавшие работать на Русь, принесли с собой технические навыки, позволившие воплотить в каменных формах самобытные русские традиции, сохранившиеся в деревянном зодчестве, развивавшемся в стороне от византийской традиции. Изучение деревянных архитектурных памятников в XX  в. позволили установить, что все сохранившиеся деревянные шатровые храмы относятся в лучшем случае к концу XVI столетия. Кроме того оказалось, что шатер в деревянных постройках является декоративной формой  — он отделен от самого храма низким потолком — "небом". Появились серьезные аргументы для того, чтобы считать деревянные шатровые храмы повторением каменных. В церкви Вознесения в Коломенском впервые было создано удивительное единое внутреннее пространство, осененное открытым внутрь шатром. В. А. Булкин полагал, что у этого сооружения и не могло быть непосредственных предшественников — его создание стало результатом соединения уникального заказа и архитектурного мастерства итальянских архитекторов. С. С. Подъяпольский убедительно показал, что единственным мастером, который в это время мог построить такой храм, был Петрок Малый, создатель церкви Воскресения "под колоколы" в Московском Кремле и уникальной крепости Китай-города.