Индекс: 4012
Название: Византийский стиль храмостроения
Задание:

После прекращения гонений на христиан и перенесения при Константине Великом столицы империи из Рима в Константинополь (324 г.) в Византии усилилась строительная деятельность. В это время сложился так называемый византийский стиль храмостроения. Отличительными чертами этого стиля являются «свод» и «купол».

Начало куполообразных сооружений относится к дохристианским временам. Свод широко использовался при строительстве римских терм (бань) Реконструкция римской бани; но самое блестящее развитие купол получил в византийском храмостроении.

В начале IV века купол был еще низким, покрывал собою всю вершину здания, опирался прямо на его стены и не имел окон, но потом купол становится выше и устанавливается на особых столбах. Стенки купола для облегчения тяжести не делаются сплошными, а прерываются легкими столбиками; между ними устраиваются окна. Весь купол напоминает широкий небесный свод.

Форма византийских храмов была различной Планы византийских храмов: 1) в виде круга; 2) в виде равностороннего креста; 3) в виде прямоугольника, близкого к квадрату.

Внутреннее пространство византийского храма разделялось, как и в базилике, на три части: 1) притвор, 2) среднюю часть и 3) алтарь. Алтарь отделялся от средней части невысокой колоннадой с карнизом, заменяющей современный иконостас. Внутри богатых храмов находились в изобилии мозаичные и живописные изображения. Блеск мраморов, мозаики, золота, живописи — все было направлено к тому, чтобы возвысить душу молящегося христианина. Скульптура была здесь довольно редким явлением. Выдающееся произведение византийского зодчества – собор Святой Софии в Константинополе Софийский собор в Константинополе.

Начиная с IX века, получил распространение новый тип храмового здания, основу которого составлял квадрат, образованный четырьмя столбами. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические своды. Столбы делили здание на три продольных нефа. Центральный неф был заметно шире боковых, его пересекал широкий поперечный неф, так что в плане четко выделялся крест, вписанный в общий прямоугольный план постройки. В центре креста находился купол, поэтому такая конструкция получила название крестово-купольной Схема крестово-купольного храма.

Византийский стиль применялся при постройке храмов не только в самой Византии, но и в Греции (в Афинах, Солуни, на Афоне), в Армении, в Сербии, в городах Западной Римской империи (особенно в Равенне и Венеции). Среди выдающихся памятников византийской архитектуры – собор Святого Марка в Венеции Собор святого Марка в Венеции.