Индекс: 3751
Название: История иконы «Троица» Андрея Рублева
Задание:

Икона «Троица» в ризеИкона «Троица» с давних пор упоминается в различных источниках, которые и позволяют считать эту замечательную икону творением преподобного Андрея Рублева. Если имя Андрея Рублева стало символом русской средневековой художественной культуры, то икона «Троица» олицетворяет собою наивысшее достижение этой культуры. Авторы многих общих обзоров русского искусства приводят «Троицу» в качестве лучшего, а часто и единственного произведения, характеризующего московскую живопись на рубеже XIV — XV веков. Не приходится говорить об иностранных очерках русского искусства, где Рублев и «Троица» являются синонимами всей средневековой русской живописи.

Труднее определить точную дату создания иконы. Несомненно, что она написана при втором игумене Троицкого монастыря, Никоне, занявшем место настоятеля в 1392 году и умершем в 1427. За эти тридцать с небольшим лет здесь были построены две церкви во имя Святой Троицы: сначала, в 1411 — 1412  году, деревянная церковь, а в 1422 — 1424 годах каменный собор. Для одной из этих церквей и была написана икона. Исследователи по-разному решают этот не совсем ясный вопрос. Одни приурочивают «Троицу» к освящению деревянной церкви, а другие видят более основательную причину ее появления в сооружении каменного собора и датируют икону временем его украшения: 1425 — 1427 годами. Житие преподобного Никона, написанное в середине века Пахомием Сербом, который собирал материал для своего сочинения по свежим следам и застал в живых современников Рублева, сообщает, что для украшения каменной церкви ТроицыЦерковь Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре в монастырь были приглашены Даниил и Андрей. Вероятно, именно в это время, Рублев и написал свою знаменитую Троицу.

Созданная Рублевым икона, вероятно, была поставлена по правую сторону от Святых врат, неподалеку от гробницы основателя Троицкого монастыря преподобного СергияРака со святыми мощами преподобного Сергия Радонежского. Здесь «Троица» находилась более пятисот лет: в 1929 году она перенесена из Троице-Сергиевой лавры в Третьяковскую галерею в Москву.

В старину все заново написанные иконы покрывались защитной пленкой особо приготовленного масла – олифой. Такая пленка предохраняла живопись от механических повреждений и придавала краскам более интенсивные тона, но со временем она темнела, меняла первоначальный колорит живописи и наконец делалась совершенно черной. В Троицком соборе сохранилась копия рублевской иконы, выполненная при Борисе Годунове, в 1598 году. В точности повторяя размер и подробности рисунка оригинала, она значительно темнее подлинника по краскам. Иными словами, «Троица» Рублева спустя сто семьдесят лет после ее написания уже находилась под потемневшей олифой. В дальнейшем эта последняя стала настолько непроницаемой, что пришлось поновить живопись, и «Троица» была переписана по слабо различимым контурам свежими красками. Такая процедура повторялась несколько раз. Заметим также, что в течение XVI — XVIII веков, согласно обычаю, применявшемуся к наиболее известным иконам, «Троица» была украшена ризой из серебра, золота, эмали и драгоценных камней. Все это означает, что к началу XX века от шедевра Рублева не оставалось ничего, кроме восторженных воспоминаний древности. В 1905 году сделана первая попытка снять с живописи XV века позднейшие наслоения. В конце 1918 года реставрация была продолжена, риза удалена, и только с этих пор «Троица» получила вид, близкий к первоначальномуИкона «Троица». Андрей Рублев. Нач. XV в.. Мы говорим «близкий», а не «первоначальный», потому что за долгие пять с половиной веков живопись иконы оказалась сильно повреждена: утрачено золото фона и надписи, заново – по старым контурам – написано дерево, смыты верхние слои красок, местами нарушен грунт и появились трещины, частично изменены очертания голов ангелов. Но и в своем нынешнем состоянии сохранности «Троица» все равно является одной из лучших русских икон. За годы после окончательной расчистки знаменитой иконы она описана и исследована многими учеными. Научная и научно-популярная литература о ней исчисляется десятками наименований.