Корсунская икона Божией Матери По церковному преданию, первые иконы Божией Матери приписывают святому евангелисту Луке, и написаны они были еще при жизни Девы Марии. Это предание нашло отражение и в некоторых богослужебных текстах, например, на Утрене празднования Владимирской иконы мы слышим: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Древнейшее из исторических свидетельств, дошедших до нас, принадлежит византийскому историку Феодору Чтецу, жившему в первой половине шестого столетия. Он повествует об отправке из Иерусалима в Константинополь в 450 г. иконы Божией Матери, написанной святым евангелистом Лукой. По преданию евангелистом Лукой были написаны иконы Владимирская, Иерусалимская, Одигитрия-Смоленская, Тихвинская, Корсунская.
Сохранилось также предание о нерукотворном образе Божией Матери. Согласно этому преданию, святые апостолы Петр и Иоанн построили храм в Лидде и, как излагается в службе Казанской иконе Божией Матери, «Они же шедше обретают тамо на стене церкве Твоего, Владычице, образа подобие…». Нерукотворный образ Божией Матери имеет два названия. Получившая наименование по месту обретения Лиддская икона Божией Матери Лиддская икона Божией Матери празднуется 12 марта, а 26 июня – день празднования образа, именуемого Римским.
Происхождение последнего связано с тем, что в VIII веке будущий патриарх Константинопольский святой Герман, проезжая через Лидду, велел сделать копию с Лиддской иконы, которая во время иконоборческого движения была отправлена из Константинополя в Рим. После победы над иконоборчеством икона вернулась в Константинополь и стала называться Римской.