Икона «Троица» Андрея Рублева«Троица» принадлежит к тем редким произведениям искусства, которые никогда не перестанут волновать умы и сердца людей. Повествовательный эпизод далекого прошлого о явлении Аврааму трех ангелов понят и выражен здесь как нечто несравнимо более значительное. Может быть, именно по этой причине сюжетно-исторический и догматический смысл остается далеко не главным в иконе. Волнует и привлекает в ней прежде всего художественный образ, который выражает и все аспекты ее содержания. Композиция, рисунок, цвет обладают таким совершенством и такой согласованностью, что, вероятно, и сам Рублев был счастлив своей работой, созданной им в неповторимые минуты обретения душевного равновесия и творческого вдохновения.
Изображая Троицу как нераздельное триединое существо, не имеющее ни начала, ни конца, бесконечное и вечное, Рублев избрал в качестве ведущего признака композиции повторяемость легкого, воздушного движения, своего рода движения сфер. Повороты ангелов, их многозначительные жесты, их наклоны удивительны по своей несхожести и вместе с тем почти полному подобию, отчего икона вызывает понятное впечатление как бы полифонического звучания. Разные мелодии в разных регистрах сливаются в единую тему, которая захватывает нас тем сильнее, чем больше познаются составляющие ее части. Линия — это наиболее сильное средство искусства Рублева — властно подчиняет себе все. Спокойно, мягко и плавно она возникает, появляется и исчезает, а затем снова и снова, в разных положениях, но в одном направлении воплощает идею бесконечности и нераздельности. И не только ангелы, но и дерево, скала и дом включаются в круговорот форм. Этот медленный, словно текучий ритм создает настроение возвышенного безмолвия — такого общения ангелов друг с другом и зрителя с ангелами, где нет места словам. Здесь все понимается чувством, интуицией, сопереживанием несказанному, сочувствием невысказанному.
В мировой живописи найдется не много произведений, равных шедевру Рублева по своим краскам. Отмечено, что для двух итальянских художников XV века — Беато Анжелико и Пьеро делла Франческа — были характерны те же искания гармонизации цветов, которые характерны для искусства русского мастера.
Краски Рублева не звонкие, а певучие, и они удивительно соответствуют представленной им сцене божественного совета и собеседования. Их немного, но они обладают такой силой воздействия, что золото и голубец «Троицы» остаются в нашей памяти даже после первого и краткого ознакомления с иконой. В древности краски «Троицы» были более яркими, а живопись более плотной и определенной. Легко поддаться искушению сказать, что время сделало «Троицу» прекраснее, чем она была задумана и осуществлена Рублевым. Но это, конечно, не так. Время лишило многие краски «Троицы» силы цвета, но оно оказалось не в состоянии лишить их символики и тонко продуманных соотношений. В «Троице» Рублева преобладают золото и золотисто-желтые и золотисто-зеленоватые тонаИкона «Троица» Андрея Рублева. Фрагмент фигуры первого ангела. Ими окрашены фон и поля, крылья ангелов, невысокие седалища и подножия, стены и потолок портика палат, нависающая скала, чаша. Широкое применение золота (а оно обозначает свет и является символом божества) сообщает иконе тихое сияние и отпечаток возвышенной, неземной красоты. Не менее замечательно трехкратное повторение лазурно голубого тона в одеждах ангелов, ясно ведущего к пониманию их небесного происхождения. Удивительно также сочетание в драпировках центральной фигуры лазури плаща и темно-вишневого цвета хитонаФрагмент иконы «Троица» Андрея Рублева. Лазурь и вишневый создают торжественное и вместе с тем скорбное впечатление от облика среднего ангела. Вообще же «Троица» Рублева дает образец сдержанности цвета. За исключением тонких, невесомых и почти невидимых посохов-жезлов в руках у ангелов, окрашенных киноварьюИкона «Троица» Андрея Рублева. Фрагмент фигуры третьего ангела, здесь совсем не используется, например, алый цвет, который так любили русские художники и который, заметим, стал своего рода общим признаком всей русской иконописи. Открытый красный цвет сознательно устраняется Рублевым, поскольку он мешал бы сохранению в иконе светлой печали, во власти которой находятся три ангела Троицы. За годы после окончательной расчистки знаменитой иконы она описана и исследована многими учеными. Научная и научно-популярная литература о ней исчисляется десятками наименований.