Индекс: 2386
Название: Богословское содержание иконы «Троица» Андрея Рублева
Задание:

Икона «Троица». Андрей Рублев. Нач. XV в. «Троица», написанная Андреем Рублевым, отличается от более ранних икон на аналогичный сюжет прежде всего тем, что здесь отсутствуют Авраам и Сарра. Такие изображения существовали и до Рублева, но их немного, они создавались по другим причинам и не имели подражаний. В «Троице» Рублева фигуры Авраама и Сарры впервые не написаны сознательно, исходя из предпосылок совершенно особого истолкования сюжета. В иконе представлены не явление Троицы Аврааму, не гостеприимство Авраама, а выражена богословская идея единства и нерасторжимости трех Лиц Троицы.

Есть основания утверждать, что Андрей Рублев, создавая икону, столь отличавшуюся от более ранних икон Троицы, руководствовался конкретными соображениями. Чтобы понять их, надо иметь в виду общие судьбы догматического учения о Троице. Не поддававшийся логическому объяснению догмат Святой Троицы стал истолковываться по-разному.  Новгородские еретики полагали, что писать на иконах «святую и единосущную Троицу» «не подобает», потому что Авраам видел не Троицу, а Бога с двумя ангелами. Другие вообще отрицали троичность Божества. Антитринитарные движения вызвали резкий отпор со стороны Церкви. Известны как литературные сочинения против еретиков, так и факты дисциплинарного подавления ересей. В русском изобразительном искусстве до Андрея Рублева существовала как раз та точка зрения на Троицу, согласно которой Авраам принимал Христа и двух ангелов. Христос олицетворялся в ангеле, восседающем посредине, и его особое положение отмечалось либо крестчатым нимбом, либо значительным увеличением этой фигуры, либо широко раскинутыми крыльями, либо, наконец, тем, что он держит в руке учительный свиток. И только в иконе, написанной Андреем Рублевым, мы впервые наблюдаем равное значение ангелов.

Все исследователи единодушны в том, что на иконе Рублева представлены три Лица Троицы. Но существует большая разноголосица при определении этих лиц. Тогда как одни, например Л. А. Успенский и В. Н. Лазарев, видят в среднем ангелеФрагмент иконы «Троица» Андрея Рублева Христа, а в левомФрагмент иконы «Троица» Андрея Рублева Бога Отца, другие, например Н. А. Демина и А. А. Ветелев, находят немало аргументов в пользу узнавания в среднем ангеле Бога Отца — начала всех начал; в этом случае образ Христа переносится на ангела слева.  Профессор А. А. Ветелев  заметил, что средний ангел занимает в композиции особое положение: он выделен не только своим местонахождением в центре иконы, но и «державным» поворотом головы в сторону левого ангелаФрагмент иконы «Троица» Андрея Рублева, соединяя с этим указующий жестФрагмент иконы «Троица» Андрея Рублева на чашу, стоящую на жертвенном престоле.  Равный среди равных, средний ангел явно наделен такой силой выразительности, которая невольно заставляет видеть в нем Бога Отца, с движения Которого начинается сокровенная и вместе с тем откровенная жизнь иконы. Икона «Троица». Андрей Рублев. Нач. XV в. С другой стороны, нельзя не видеть, что и левый ангел тоже наделен определяющим началом: ведь именно к нему наклоняют головы и как бы обращаются два других ангела. Если, в таком случае, признать в левом ангеле Бога Отца, то средний ангел, который облачен в привычные для второго Лица Троицы синий гиматий и вишневый хитон с клавом на плече, будет олицетворять собою Христа. Удивительная и словно намеренная зашифрованность Рублевым этих двух ипостасей Троицы не дает ясных указаний для однозначного определения. Так или иначе, здесь происходит диалог — мысленная, но мыслимая нами беседа двух ангелов: Отец обращается к Сыну и указывает ему на необходимость искупительной жертвы, а Сын отвечает согласием на волю Отца.

Ни одно из двух возможных определений не влияет, однако, на истолкование «Троицы» в целом и в частности на истолкование иконы не только как образа триединого Божества, но и как изображения таинства Евхаристии. Евхаристическим символом иконы является чаша на престоле, вокруг которого восседают ангелыФрагмент иконы «Троица» Андрея Рублева. В чаше видна голова тельца, которым Авраам угощал ангелов. По объяснению Церкви, телец — прообраз новозаветного Агнца, и поэтому чаша получает евхаристическое значение. Левый и средний ангелы благословляют чашу: Отец благословляет Сына на подвиг, на смерть на кресте ради спасения человека, а Сын, освящая чашу, выражает готовность принести Себя в жертву. На светлом фоне престола отчетливо рисуется и правая рука третьего ангела, но он не благословляет чаши и не принимает участия в беседе, а присутствует здесь как Утешитель, как вечно юное, неумирающее начало, как символ грядущего Воскресения. «Троица» не только образ триипостасного Божества и символ Евхаристии, она также всеобъемлющий символ единства и образ Божественной любви.