Экспонат музея. Индекс: 1985
Дионисий. 1502 г.
Икона происходит из местного ряда иконостаса собора Рождества Божией Матери Ферапонтова монастыря.
Иконы Божией Матери, называемые общим словом «Одигитрия» («Путеводительница»), были всегда весьма почитаемы на Руси и особенно в Москве.
Как пишет В. Н. Лазарев, видное место в иконостасе и исключительно высокое качество изображения говорят в пользу авторства либо самого Дионисия, либо его ближайшего ученика. Икона с первого же взгляда поражает богатством украшений. Золотые борты хитона и мафория Богоматери усеяны драгоценными камнями и оторочены бахромой тонкого рисунка, плащ Младенца Христа также имеет золотой борт с орнаментом. В соответствии с приподнято-торжественным строем иконы, художник выбирает и краски — необычное сочетание золотисто-оранжевых, фисташково-зеленых и изумрудно-зеленых цветов, сопоставленных с традиционным темно-вишневым цветом мафория. По контрасту с богатым одеянием лица написаны необычайно скромно и сдержанно. Переходы от света к тени почти незаметны, румянец едва намечен. Так, при одновременном сохранении бесплотности на иконе дается гораздо более парадная трактовка образа.
В настоящее время икона «Одигитрия» из собора Рождества Божией Матери Ферапонтова монастыря находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

