Экспонат музея. Индекс: 175
XVI в.
Тип иконы святого «с житием», или, как писали в древности, «в житии», был весьма распространенным в древнерусской иконописи. Центральную часть такой иконы занимает изображение святого в рост, а вокруг него размещаются небольшие иконные изображения — «клейма», в которых последовательно — от рождения до посмертного церковного прославления — изображается житие святого.
Клеймо, изображающее беседу князя Ивана Калиты и митрополита Петра, является частью иконы «Митрополит Петр в житии», XVI в. (К этому же типу относится и самая ранняя из известных в настоящее время икон митрополита Петра, которая принадлежит мастерской знаменитого иконописца Дионисия. Она была написана предположительно в 80-е годы XV в. и находится в Успенском соборе Московского Кремля).
С именем митрополита всея Руси Петра (1308 – 1326 гг.) связано окончательное перенесение центра Русской Митрополии из Киева и Владимира в Москву. Князь московский Иван Данилович Калита, внук святого князя Александра Невского, убедил митрополита Петра в конце 1325 г. переселиться в Москву. Пребывание митрополита в Москве придавало особо важное значение этому городу и всему Московскому княжеству, так как князей было много, а митрополит один. Митрополит Петр благословил Ивану Калите построить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы и пророчески предсказал: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между всеми городами русскими, и святители поживут в нем, и кости мои здесь положены будут». На иконе «Митрополит Петр в житии» имеется клеймо «Митрополит Петр закладывает Успенский собор в Кремле». Святые мощи митрополита Петра находятся в алтарной части Успенского собора Московского Кремля.

