Крещением жителей Киева в водах Днепра завершился многовековой поиск духовного самоопределения и жизненного пути Древней Руси. Этот путь не был прост. Крещение Аскольда и Дира, поход князя Бравлина, принятие христианства княгиней Ольгой и ее ближайшим окружением и последовавшее проникновение христианства на Русь, попытка оживления языческой веры, предпринятая в 980 году князем Владимиром, — это лишь вехи долгого пути, свидетельствующие о большой напряженной нравственной работе целого народа в его поисках своего места во всемирном историческом процессе.
Особым, без сомнения, определяющим моментом на этом пути явилось крещение киевского князя Владимира Святославича в Корсуне в 988 году. Это событие уже не было просто актом его личной воли — оно имело духовно-политическое и государственное значение и фактически предопределило, сделало неизбежным последовавшее спустя несколько месяцев крещение жителей Киева в водах Днепра, а позднее — крещение жителей других городов.
В важнейшем для истории и культуры Руси событии традиционно акцентируется прежде всего государственный аспект — факт крещения всего народа. В то же время фактически началом христианизации Руси нужно считать именно личное крещение князя Владимира, в социальном смысле олицетворявшего собой весь народ.
Долгое время место крещения князя Владимира чтилось только церковью, и почитание это основывалось исключительно на предании. В историко-культурном плане ему нигде не придавалось должного значения, и оно никогда не было предметом серьезного исследования. Следствием этого явилось то, что само место крещения великого князя осталось вне исторической памяти, вне культурной традиции, это привело к его ошибочному определению. О выяснении точного и подлинного места крещения и пойдет дальше речь.
Корсунь русских летописей — это древнегреческий город Херсонес, находящийся на юго-западной оконечности Крымского полуострова, в районе современного Севастополя.
Благодаря исключительно удобному географическому положению — отдаленности от торных степных путей, по которым чуть ли не каждое столетие проходили кочевые племена, выплескиваемые из Центральной Азии, и горам, которые в значительной мере заграждали пути к городу, Херсонес смог пережить многие невзгоды, и в частности волны великого переселения народов в III–VI веках нашей эры. В это время под ударами кочевых племен погибли почти все другие центры античной цивилизации в Северном Причерноморье — Ольвия, Феодосия, Пантикапей, Фанагория и многие другие. Херсонес не только пережил эти трудные века, но и превратился в самый крупный в Восточной Европе город Византийской империи. Способствовал этому и тот факт, что расположен он был на берегу одной из самых удобных в Крыму бухт.