В начале было Слово. Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги.
Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, когда начинаем вспоминать первые русские книги, наша мысль обязательно обращается к славянским первоучителям — святым Кириллу и Мефодию.
Солунских братьев пригласил в Моравию князь Ростислав, чтобы обратить в христианство своих подданных. Перед тем как отправиться в путь, они спросили — имеют ли славяне азбуку? Ведь учить без азбуки и книг все равно, что писать беседу на воде. Выяснив, что письма славяне не знают, Кирилл составил для них азбуку, а Мефодий помог ему перевести на славянский язык Псалтирь и другие главные книги для христианского Богослужения. А уже в конце жизни, после смерти своего младшего брата Кирилла, Мефодий, удалившись от суеты и шума мирской жизни, с двумя своими учениками, священниками-скорописцами, перевел с греческого языка на славянский все библейские книги, кроме Маккавейских, всего за полгода.
Так славянские первоучители святые братья Кирилл и Мефодий дали нам письменность.
История распорядилась таким образом, что древнейшие среди сохранившихся до сего дня славянских датированных книг, написанных кириллицей, — русские. Это Остромирово Евангелие, выполненное в 1056–1057 гг. писцом дьяконом Григорием «с помощники» по заданию новгородского посадника Остромира; это два сборника нравоучительных сочинений, переписанных в 1073 и 1076 годах для русского князя Святослава — известные под названием Изборники Святослава. Эти рукописи изготовлены на древнейшем материале, использовавшемся у славян для «книжного дела» — пергамене, специально выделанной коже животных; написаны они прекрасным, ровным, четким и крупным красивым почерком — уставом, который легко читается и при ярком дневном свете, и при мерцающем неровном свете свечи; украшены затейливыми орнаментами заставок, инициалов, буквиц, цветовое богатство которых оживлено золотыми фонами; виртуозно выполнены миниатюры... Уже первые русские книги говорят о высоком уровне книжного искусства, ярко свидетельствуют о любви русского человека к «вместилищу мудрости», с которым у него устанавливаются особые — глубокие и теплые отношения. Вот фрагмент писцового послесловия «Остромирова Евангелия», этого прекрасного памятника русской церковной книжности:
«Слава тебе, Господи, Царю Небесный, яко сподоби мя написати Евангелие се. Почах же e писати в лето 6564 (1056), а кончах e в лето 6565 (1057). Написах же Евангелие се рабу Божию наречену сущу в крещении Иосиф, а мирьскы Остромир, близоку сущу Изяславу князу тогда предрьжащу обе власти, и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира. Сам же Изяслав князь правляаше стол отца своего Ярослава в Кыеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру в Новегороде. Многа же лета даруй Бог сътяжавшему Евангелие се на uтешение многим душам крестианьским, дай eму Господь Бог... самому eму и подружию eго Феофане, и чадом eго, и подружием чад eго съдравьствуйте же многа лет, съдержаще поручение свое. Аминь. Аз Григорий диякон написах Евангелие се, да иже горазнее сего напише, то не мози зазрети мьне, грешнику... Молю же вьсех почитающих — не мозете кляти, но исправльше почитайте — тако бо и святый апостол Павл глаголет. Благословите, а не кляните. Аминь.»
Удивительно, Русь только-только начала приобщаться к христианству, к духовному просвещению, сконцентрированному в книгах, а уже в XI веке стала одной из наиболее грамотных стран Европы. Известна история дочери Ярослава Мудрого Анны, которая была отдана замуж за короля Генриха I и оказалась единственным грамотным человеком при французском дворе. А об отношении ее отца, князя Ярослава Мудрого, к книгам, к просвещению и несущим его в народ священникам и монахам лучше всего свидетельствует Лаврентьевская летопись. Она говорит, что Ярослав «любя церковныя уставы, попы любяше повелику, излиха же черноризьце, и книгам прилежл, и почитая e часто в нощи и в дне. И собра писцы многы и прекладаше от грек на словеньское писмо. И списаша книгы многы, ими же поучашеся, вернии людие наслаждаются Учения Божественнаго. Якоже бо се — некто землю разорет, другый же насеет, ини же пожинают и ядят пищу бескудну, — тако и се. Отец бо сего Володимер землю възора и умягчи, рекше крещеньем просвети. Се же насея книжными словесы сердца верных людий; А мы пожинаем, учение приемлюще книжное.
Велика бо бывает полза от ученья книжного; книгами бо кажеми и учими eсмы пути покаянию, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных. Се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости; книгам бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утешаеми eсмы; си суть узда воздержанью. Мудрость бо велика eсть, якоже и Соломон похваляа глаголаше: Аз, премудрость, вселих свет и разум и смысл аз призвах. Страх Господень... Мои совети, моя мудрость, мое утвержденье, моя крепость. Мною цесареве царствують, а силнии пишють правду. Мною вельможа величаются и мучители держать землю. Аз любящая мя люблю, ищющи мене обрящють благодать. Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей. Иже бо книгы часто чтеть, то беседует с Богом или святыми мужи. Почитая пророческыя беседы и eвангельская ученья и апостолская, и житья святых отець, въсприемлеть души велику ползу.
Ярослав же сей, якоже рекохом, любим бе книгам, и многы написав, положи в святей Софьи церкви, юже созда сам, Украси ю златом и сребром, и сосуды церковными, в ней же обычныя песни Богу воздають в годы обычныя. И ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от имения своего урок, веля им учити люди, понеже темь eсть поручено Богомь, и приходити часто к церквам. И умножишася прозвитери и людье хрестьянстии. Радовашеся Ярослав, видя множество церквий и люди хрестьяны, зело, а враг сетовашеться, побежаем новыми людьми хрестьяньскыми»» .
В настоящее время и в академической исторической науке, и в школьном преподавании истории, и в восприятии отечественной истории массовым сознанием отмечается возврат ко многим позициям, характерным для нашего общества дооктябрьского периода. И в первую очередь такое движение происходит в вопросе оценки роли Православной Церкви в нашей истории, в развитии русской культуры. Этот пересмотр устоявшихся за прошедшие семьдесят лет воззрений не конъюнктурное ухищрение, но попытка вернуться на точку зрения объективного, неидеологизированного осмысления нашего исторического прошлого. Мощный пласт духовной культуры предков, наиболее наглядно и концентрированно воплощенный в древнерусской книге, дает прекрасную возможность не только восстановить объективную историческую правду. Историческая реальность, материализованная в древнерусской книге, позволяет вспомнить о том, что в книге во все времена является главным — о содержании. Такой подход позволит ощутить живое дыхание времени, приблизиться к прошлому и увидеть в нем те качества духовной жизни людей, которые оказываются значительными и сегодня. Нам представляется важным то, что смысл истории вообще заключается в актуализации прошлого в настоящем, и русская средневековая книжность, ушедшая вглубь времен, оказывается сегодня важной потому, что она запечатлела и сохранила до наших дней незыблемые общечеловеческие идеи.
Славянские учители святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку; именно благодаря им начался на Руси тот поток книг и запечатленных в них человеческих знаний, который не иссякает до сих пор.
Книга сыграла и продолжает играть основополагающую роль в развитии цивилизации. Гигантская накопленная за века библиотека — надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Эта библиотека создавалась на камне и металле, глиняных табличках и деревянных дощечках, на свитках папируса и пергаменных кодексах, на пальмовых листьях и на бересте, шелке и бумаге, магнитных лентах и дисках. Менялись эпохи, менялся материал и способ изготовления книги, но неизменным оставалось ее главное назначение — служить сохранению и передаче человеческого опыта, знания, духовных ценностей. И в этом отношении и глиняная табличка, и компакт-диск для компьютера выполняют одну и ту же функцию — запечатлевать и сохранять духовный опыт человечества.
Воспроизводится по кн.: Слава вам, братья, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. С. 71–74).