[Музей]
Успение Богоматери
Успение Богоматери
Типологическая классификация:  икона
Номер: 
Место хранения:  Государственная Третьяковская галерея
Материалы: 
Техника: 
Размеры: 
Ключевые слова иконографического анализа: 
Краткое описание предмета: 
Создатели:  Феофан Грек
Место создания: 
Мремя создания:  конец XIV в.
Культурный период создания: 
Комментарий: 

Это изображение находится на обороте иконы Донской Богоматери конца XIV века (ГТГ). Есть основания считать, что икона, связанная с именем Феофана Грека, отражает исихастские толкования «Слова на Успение Богоматери» Григория Паламы (1297-1359). В центре композиции на одре возлежит Богородица в окружении апостолов, слева – Петр с кадилом и Иоанн Богослов, склонившийся у изголовья ложа, справа у ног Богородицы – апостол Павел. Над группами апостолов изображены двое святителей: Иаков и Дионисий Ареопагит. В других произведениях этого времени можно видеть изображение двух или трех апостолов, припадающих к ложу Богоматери, и фигуры трех или всех четырех святителей, упоминаемых Дионисием. Над ложем в сияющей славе возвышается Христос с душой Богородицы в руках, представленной в виде фигурки в белых пеленах. Ореол Христа тройной, заостренной формы, завершающийся изображением херувима. Это характерные детали XIV века, известные по многим памятникам, в том числе по новгородским иконам из Успенской церкви села Курицко и Софийского собора. В отличие от обычной иконографии, когда внутри ореола изображаются ангелы и херувимы, а за спинами апостолов плачущие жены иерусалимские, в этой иконе исключены все эти дополнительные фигуры, что придает композиции настроение особой сосредоточенности и духовного напряжения. На первом плане перед ложем Богородицы помещен горящий светильник, который был зажжен по требованию Богоматери, узнавшей о близкой кончине, о чем говорится в апокрифическом тексте Иоанна Солунского. На заднем плане и по сторонам сцены изображены архитектурные кулисы, представляющие дом Марии на горе Сион в Иерусалиме.