[Содержание]
Вход в Иерусалим. В кн.: Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995, стр. 107-111
Автор:  Бобров Ю. Г.

Следом за «Воскрешением Лазаря» в ряду двунадесятых праздников располагается композиция на сюжет «Вход в Иерусалим». Описание этого события мы находим в евангельских текстах (Мк. 2, 2—11; Мф. 21, 2—10; Ин. 12, 13—14). Более подробен и красочен рассказ апокрифического евангелия Никодима.

После многочисленных хождений по Галилее Иисус решил отправиться в столицу Иудеи — Иерусалим на праздник Пасхи. Он послал двух учеников в селение и попросил их привести ослицу и молодого осла. Тем самым воплотились слова пророка: «Се, Царь твой грядет, сидя на ослице и молодом осле». Встречать Иисуса вышло множество народа, многие постилали дорогие одежды, а другие резали ветви с деревьев и кидали их на дорогу. Никодим уточняет, что делали это «дети еврейские». Пальмовые ветви издавна служили знаком почтения во время торжественной встречи знатных людей, они же были символом мужества и вручались победителям.

Изображения на этот сюжет впервые появляются на рельефах раннехристианских саркофагов, датируемых IV веком и представлявших простейшую схему. На саркофаге Юния Басса изображен Христос верхом на осле, а перед ним два человека: один — постилающий одежды, другой — срывающий ветви пальмы. На Латеранском саркофаге представлена более сложная композиция: позади Иисуса изображены две фигуры апостолов, а рядом с ним, согласно описанию евангелий, второй жеребец. В миниатюрах Россанского евангелия, а позднее и в кодексе Григория Назианзина мы находим уже вполне сложившуюся иконографическую схему: Христос, восседая на ослице, направляется в сторону Иерусалима, рядом с ним группа апостолов и дети, стелящие одежды и срывающие пальмовые ветви; из ворот крепостной башни выходят иудеи с пальмовыми ветвями в руках. Эта классическая схема известна в двух вариантах. В первом случае Христос обращен лицом к жителям Иерусалима — это византийская традиция, характерная и для русских икон и сте-нописей. Относительно поздно в палеологовскую эпоху, т. с. с начала XIV века, возникает другой извод, согласно которому Христос, восседающий на ослице, обращен назад, к апостолам. Такая композиция использована в росписях Грачаницы (церковь Богоматери, 1321), церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде (1360—1380). На Руси она наиболее широко известна по иконописи московского круга. В балканских и древнерусских памятниках иногда можно видеть, как ослица заменяется изображением коня (Раваница, Сербия, XIV в., фрески Болотова, Новгород).