[Содержание]
Сошествие во ад. В кн.: Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995, стр. 163-168
Автор:  Бобров Ю. Г.

Тема воскресения Христова нашла свое воплощение в нескольких композициях. Прямое изображение момента воскресения, так же как и сопутствующих событий, описываемых в евангельских текстах, не давало возможности раскрыть зримых образах главный смысл самопожертвования Христа, который состоял в том, что это была искупительная жертва. Богословская мысль особенно подчеркивала ее спасительный характер. Фома Ливийский (1225—1274) выразил это представление в одном из своих гимнов: «Верный Пеликане, Христе, Боже мой, Мя нечистого от грехов омой Кровию честною, коей малости Хватит, дабы целый мир спасти» . Представления о воскресении Христа естественным образом связывались с мыслью о состоявшемся акте спасения и снятии печати греха с рода человеческого. Вне этого возникла угроза отрицания всего прошлого дохристианского опыта, угроза разрыва Ветхого и Нового Заветов. Именно поэтому представляется глубоко закономерным появление в апокрифическом евангелии Никодима рассказа о сошествии Иисуса в ад. Позднее сочинения Евсевия Александрийского «Слово о сошествии Иоанна Предтечи в Ад» (IV в.) и Епифания Кипрского «Слово о погребении тела Господа нашего Иисуса Христа» (IV в.) создали ту богословскую основу, на которой возникла композиция «Сошествие во Ад». В сочинении Епифания Кипрского этот эпизод был поставлен в логическую связь с другими евангельскими событиями. Епифаний рассказывает, что «егда воскрес Лазарь и глаголя ко Господу: Господи, вопиют ти пророци во аде, первозданный Адам и патриарх Авраам и с сыном Исааком и со внуком Иаковом, Давид же ти вопиет о сыну своем Соломоне, и сниде Господь духом на ада и множество небесных вой с ним и Гавриил, и Михаил, и все ангелы идуще со крестом на ада и рекуще: возмете врата вечная и да возмутца врата плачевная и внидет царь славы да сокрушатся врата мед-ныя. И глаголя Адаму: сия десница создала тя от века, сия же тя изведет из тля». Согласно апокрифическому тексту, Иисус с победным крестом в руке приблизился к Адаму и, взяв его за правую руку, сказал: «Воскресни из мертвых, встань, пойди отсюда в землю райскую». Вместе с Адамом «воскресла с ним в купе» и Ева.

Первые изображения сцены Сошествия во Ад появляются в качестве иллюстраций к тексту Псалтыри. Так, уже на миниатюре Хлудовской псалтыри в центральной части композиции представлен Христос, протягивающий руку Адаму и стоящей рядом Еве. В византийском искусстве XI—XII веков складывается симметричная композиция: в центре Христос с крестом в руке, попирающий врата ада, по сторонам две группы — ветхозаветные персонажи, среди которых Давид, Соломон и Предтеча, и прародители: Адам, Ева и Авель. Иконографические изводы различаются по характеру изображения фигуры Христа: в одних случаях он представлен фронтально в позе триумфатора, в других он изображен в резком повороте протягивающим руку коленопреклоненному Адаму, в третьих, как на новгородской иконе первой половины XIV века из Тихвина3 , представлен предшествующий момент, когда Христос в спокойной позе обращается к Адаму со словами: «Мир с тобой и твоими сыновьями, праведный человек» . Для древних изображений характерно отсутствие мандорлы вокруг Иисуса, ангельского воинства, а также наличие таких деталей, как стигматы на ногах Христа и белый плат на голове Евы вместо мафория, что станет типичным для более поздних изображений.

Во второй половине XIV столетия распространяется более сложная иконография с большим числом фигур, но отличительной чертой становится появление в палеологов-ском искусстве нового извода, согласно которому Ева изображается не рядом с Адамом, но в противоположной группе. Соответственно, туда же перемещается изображение Авеля. При этом Христос по-прежнему обращен в сторону Адама. Таким образом, формируется мотив, который в наиболее зрелом виде проявляется в псковской живописи конца XIV века. На иконе этого времени из собрания Русского музея Христос в киноварной одежде (что представляет собой уникальную иконографическую деталь) изображен практически фронтально, но в резкой динамичной позе, протягивающим обе руки: правую Адаму, а левую Еве. Эти три фигуры образуют ясный треугольник, составляющий центральное ядро композиции, по сторонам его расположены симметричные ряды ветхозаветных праведников. Среди них мы легко узнаем изображения Давида, Соломона и Предтечи. Позднее в произведениях XV—XVI веков появляется множество деталей: многочисленное ангельское воинство, ангелы, несущие крест, как на иконе круга Дионисия из Русского музея, крупная фигура сатаны в черной пещере ада, известная еще по миниатюре Хлудовской псалтыри, восстающие из гробов мертвецы и т. д. Композиция «Сошествие во Ад» в древнерусском искусстве практически заменяла собой персонифицированное изображение Воскресения Христова и потому, как правило, имела двойное название: «Сошествие во Ад — Воскресение Христово».